Публикации

11.09.17

Большая розница: стоит ли опасаться кредитного пузыря

РБК Нижний Новгород

Общий объем кредитного портфеля ВТБ24 в Нижегородской области на 1 сентября 2017 года оценивается в 31,2 млрд руб., увеличившись с начала года на 6,8%. За январь-август банк выдал нижегородским заёмщикам кредитов на 9,4 млрд, что почти на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом наибольшая доля выдач сейчас приходится на кредиты наличными.

О положительной динамике в розничном сегменте говорят и в Сбербанке: за первые семь месяцев текущего года общий кредитный портфель физлиц увеличился на 2,47% – с 89,784 до 92,005 млрд руб. Рост по ипотечным кредитам с начала года составил 1,78%, по кредитным картам – 9,06%, по потребительским кредитам – 2,34%.

Оживление розницы в пресс-службе Волго-Вятского банка Сбербанка России объясняют гибкой политикой – снижением базовой ставки, выгодными предложениями по рефинансированию кредитов других банков, льготными программами и акциями для заёмщиков, а также активной работой с застройщиками с целью стимулирования спроса на ипотечные кредиты.Для ипотеки актуальны срок кредитования до 30 лет, низкий первоначальный взнос, минимальные ограничения и прозрачные условия кредитования, уточняет собеседник агентства.

Кому нужны кредиты

Восстановление рынка кредитования в Нижегородской области, безусловно, свидетельствует о положительных изменениях в финансовом секторе, уверен директор НАПКА Борис Воронин. "Отчасти это связано со стабилизацией курса валют по отношению к рублю, незначительным сокращением безработицы, замедлением темпов роста инфляции. Кроме того, II и III кварталы – традиционный период, когда заёмщики в преддверии дачного сезона и отпусков оформляют кредиты на строительство, покупку нового автомобиля, отдых", – поясняет собеседник РБК-Нижний Новгород.

На росте кредитования сейчас завязаны не только банки, но в значительной мере и вся финансовая политика государства, пытающегося стабилизировать экономику, считает Василий Колташов, руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Для системы важно, чтобы должники платили банковскую "ренту", приобретали жилье и автомобили, делая это у тех, кому банки тоже одолжили деньги. Проблема в том, что доходы населения не растут, и ситуация в стране намного серьезнее, чем была после первой волны глобального кризиса. Экономика проходит повторное оживление, только с гораздо худшими признаками, чем это было в 2010-2012 годах, отмечает эксперт.

По оценке Колташова, ситуация с кредитами не ведет к росту экономики, но накапливает напряжение должников. Защищаясь от рисков, банки реагируют снижением ставок, а это обостряет конкуренцию внутри сектора. Крупные банки, которые могут играть на понижение, будут получать лучших клиентов и новых должников, для которых прежние ставки были неподъёмными.

"Клиенты, которые для маленьких жадных банков могли относиться к категории "плохих", для больших становятся активом. С новыми ставками должники окажутся в лучшем положении, но проблема этим не решается. Через некоторое время им снова станет тяжело. А Центробанк, тем временем, продолжит неспешно отзывать лицензии", – объяснил руководитель центра экономических исследований ИГСО.

Сколько должны домохозяйства

Пик активности заёмщиков в 2017 году пришёлся на май – россияне взяли в банках на 33,7% больше кредитов, чем за аналогичный месяц прошлого года. В числе регионов, где закредитованность физлиц росла быстрее других, портал Finanz.ru назвал Кемеровскую, Тульскую, Ульяновскую и Магаданскую области: средний размер кредитного заёма в этих субъектах увеличился в 1,5 раза. В Новосибирской, Амурской и Кемеровской областях данный показатель с начала 2017 года вырос на 40 %, а на Чукотке, в ХМАО, Тюменской, Ленинградской и Нижегородской областях – примерно на треть.

Доля просроченной задолженности жителей Нижегородской области по итогам I полугодия составила 6,8%, снизившись на 0,2 п.п., сообщает ЦБ. Основываясь на данных регулятора и Росстата, авторы проекта ОНФ "За права заемщиков" подсчитали, что средняя кредитная задолженность нижегородского домохозяйства составляет 159,2 тыс. руб. при среднероссийской 197,5 тыс. руб. (доля просрочки – 7,8%).

Уровень просроченной задолженности клиентов Сбербанка в Нижегородской области с 1 января по 1 августа увеличился с 2,988 до 3,091 млрд руб. При этом доля "плохих" долгов в июле не превышала 3,4%. 

В розничном бизнесе банка ВТБ с учетом всех кредитов, в том числе в сторонних банках средний уровень долговой нагрузки оценивают примерно в 50%, в ВТБ24 - от 40 до 50% в зависимости от типа обязательств. Данные показатели в обоих банках из года в год стабильны, сообщают в пресс-службе. Для целевых кредитов под обеспечение (ипотека, автокредиты) предельная нагрузка может быть выше, чем для карты или кредита наличными, к тому же этот показатель варьируется в зависимости от степени финансовой обеспеченности клиента. "Очевидно, 50% от дохода в 30 тыс. руб. и 50% от дохода в 100 тыс. руб. – не одно и то же", – говорит собеседник из ВТБ24.

Будет ли пузырь

Жители Нижегородской области тратят на обслуживание кредитов порядка 40% своих доходов, утверждают в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств. По данным экспертов, объём​просроченной задолженности физических лиц перед банками на 1 сентября достиг 15,1 млрд руб., увеличившись с начала года на 4,13%. Вместе с тем, доля просрочки в общем кредитном портфеле снизилась с 6,97 до 6,85%.

Уровень задолженности имеет существенное значение для банков-монолайнеров, специализирующихся только на розничном кредитовании, считает Борис Воронин из НАПКА. Рост оказывает давление на резервы и нормативы по достаточности капитала. "Ранее банки активно привлекали новых заемщиков, выдавали новые кредиты, наращивая кредитные портфели и отчасти тем самым решали проблему. В период кризиса такой способ выхода из ситуации становится невозможным. Поэтому говорить, что высокая доля просроченной задолженности не опасна для банка, было бы на наш взгляд неправильно", – комментирует ситуацию эксперт.

По словам Воронина, просрочка по ипотеке находится на приемлемом уровне и потрясения здесь не ожидаются. В то же время, просроченный долг имеет каждый пятый заёмщик по кредитам наличными, что вызывает некоторые опасения. Критическим уровнем директор НАПКА называет долю в 15% банковского портфеля.

По мнению Василия Колташова, сегодня можно говорить о том, что напряжение должников копится. Прорыв может произойти в 2018-2019 годах, когда россияне начнут надрываться. "Это может совпасть с третьей волной кризиса, связанного с новым снижением цен на нефть, падением рубля, ростом цен на потребительские товары, на транспорт и все, что сильнее всего бьет по кошельку россиян", – допускает экономист. "Лопнет ли пузырь? На этот счет банки рассуждают с опорой на два стратегических парашюта. Один из них – вовремя вывести деньги в офшор, второй – ЦБ во всем как-нибудь разберется", – добавил он.

Зачем дразнят заёмщиков

В 2017 году банки стали более активно кредитовать население, однако уровень их агрессии по отношению к заёмщикам и число отказов отнюдь не сопоставимы с 2014 годом. Кроме того, несмотря на заверения кредитных учреждений о более вдумчивом отношении к рискам и платежеспособности заёмщиков, нижегородцы в социальных сетях продолжают жаловаться на навязчивость кредитных организаций. Предложения поступают даже в случаях, когда клиент уже имеет крупный кредит в том же банке, и сотрудникам должно быть известно о высокой закредитованности должника.

Описанную проблему собеседники РБК-Нижний Новгород связывают не с "агрессивной" политикой банкиров, а с обязанностью кредитных учреждений исполнять законодательные нормы. Для точной оценки и решения о кредитовании необходимы полные и актуальные данные о клиенте. Сведения о долговой нагрузке и истории платежей хранятся в Национальном бюро кредитных историй. Прежде, чем НБКИ выдаёт кредитный отчет, банк обязан получить согласие клиента.

Срок действия такого согласия закон ограничивает двумя месяцами. Поэтому, основываясь на ограниченной информации, банки делают предварительные кредитные предложения, а после получения согласия клиента – запрашивают информацию в НБКИ и принимают решение о выдаче кредита.

"Политика большинства банков более чем разумна, но из-за регуляторных ограничений может создаться ложное впечатление, что банки "засыпают" закредитованных клиентов предложениями. Стоит отметить, что мера по предварительному получению согласий на запрос в НБКИ призвана защитить интересы граждан, но на практике она имеет и негативный эффект", – пояснили в пресс-службе Волго-Вятского Банка Сбербанка.

Мы эффективны

потому что используем современные IT-технологии взыскания просроченной задолженности, обслуживаем клиентов в 83 регионах РФ,  пользуемся современным программным обеспечением для анализа информационной базы, имеем три call-центра,  осуществляем работу по взысканию долгов профессиональными и наименее затратными методами