8 800 234 33 64
Пожаловаться

Кому я должен? Всем. Прощаю

19.05.2010

Журнал «Русский полис», апрель 2010

По утверждениям страховщиков, брокеры-мошенники в 2009 году прикарманили около миллиарда рублей страховых премий, в основном по ОСАГО. Это не могло не отразиться на дебиторской задолженности страховщиков. И хотя в среднем по рынку ее размер по операциям страхования и сострахования колеблется на уровне 13–16% от оборота, у некоторых компаний дебиторская задолженность доходит до 30%. Размер просроченной задолженности, как правило, едва превышает 10% от общей суммы дебиторской задолженности.

Принципы коллекционирования

Именно то, что не удается вернуть самостоятельно – так называемые «безнадежные долги»,– страховщики начинают осторожно передавать коллекторам. «Нам поступают дела, по которым страховые компании либо уже отсудились, либо для суда не хватает документов, – характеризует получаемый долговой пакет Александр Федоров, председатель совета директоров коллекторского агентства «Центр ЮСБ». – Преимущественно это регрессные требования к физлицам по авто и имуществу (заливы)». «Страховщики передают на коллекшн довольно старые долги, –отмечает Елена Агуреева, специалист по маркетингу и связям с общественностью ООО «ЭтАп». – И процент взыскания по ним не самый высокий по сравнению с показателями по другим обрабатываемым долгам».

Коллекторы берутся за дело, тщательно проверив корректность информации предварительно оценив вероятность возврата задолженности. Но гарантировать сто процентный результат не может никто, несмотря на обещания типа: «возвращаем каждый долг». Впрочем, за то, что не вернулось, и платить не придется. Тем не менее в страховых компаниях относятся к коллекторам настороженно. Внутренние службы безопасности нередко воспринимают аутсорсеров как конкурентов. Многие опрошенные «Русским полисом» страховые компании заявили, что пока не намерены привлекать к сбору долгов людей со стороны. Антон Дмитраков, управляющий директор Долгового агентства «Пристав», утверждает, что по аналогичному сценарию пять лет назад развивались взаимоотношения коллекторов и банков. «Поначалу банки пытались сами решать проблемы,– рассказывает эксперт. – Не у всех получалось результативно. И все чаще в поле их зрения стали попадать профессиональные компании по сбору долгов. Теперь также осторожно двигаются страховщики, как будто забрасывают пробный шар и сравнивают, кто эффективнее: внутренняя служба или коллектор».

Немаловажный фактор – цена. Стоимость услуг коллекторов в среднем не превышает 35% от возвращенной суммы и зависит от сроков задолженности. Если это, например, 31-й день – ставки колеблются в районе 10–14%. А если 1,5–2 года и больше – то доходят до 30–35%. И расценки не упали, даже несмотря на кризис. А все потому что, по словам Старшего вице-президента Долгового агентства «Пристав» Сергея Шпетера, в последнее время ощутимо снизилась платежеспособность должников. И в 1,5–2 раза выросла себестоимость работы. Теперь на рубль взысканий агентство в среднем тратит 60–70 копеек. Основными клиентами сборщиков долгов сегодня по-прежнему остаются банки. Они передают коллекторам, по экспертным оценкам, примерно 20–30% от всего объема просроченной задолженности розничного кредитования. Это порядка 75–80 млрд.рублей. А страховой рынок только делает первые шаги в этом направлении. Хотя в результате финансового кризиса поток дел от страховых компаний, по словам Сергея Шпетера, увеличился процентов на десять. «В середине прошлого года многие страховые компании были несколько разочарованы медленными действиями РСА при урегулировании вопросов по регрессам, и количество обращений выросло»,– признается эксперт. Но этот поток часто пересыхает. «Необходимо, чтобы страховщик передавал хотя бы десять должников ежемесячно. Тогда мы сможем эффективно встроить их в свои бизнес - процессы. В отношениях с банками у нас работа прогнозируется минимум на квартал в перед»,– подчеркивает Александр Федоров.

Дальнейшие перспективы взаимодействия страховщиков и коллекторов будут целиком и полностью зависеть от эффективности работы последних. Безусловно, аутсорсеры ожидают расширения сотрудничества.