8 800 234 33 64
Пожаловаться

Осторожно, лже-коллектор!

16.06.2010

Финам.Инфо, 15.06.10

Бум потребительского кредитования в 2006 - 2007 годах привел к массовому росту невозвратов по кредитам. О работе коллекторов заемщики слагают легенды – в них взыскатели предстают то воротилами-вышибалами с бейсбольными битами, паяльниками и утюгами, то недееспособными занудами в телефонной трубке. Как же на самом деле работают коллекторы, как отличить коллектора от лже-коллектора, и что делать, если вам позвонил коллектор?

Свою работу профессиональные коллекторы начинают с официального письменного уведомления заёмщика, в котором говорится, что урегулирование взаимоотношений должника с Банком-кредитором теперь возложено на них. В целом деятельность по взысканию долгов можно разделить на несколько этапов — досудебное взыскание, судебное взыскание, взаимодействие с судебными приставами-исполнителями.

Коллектор – это не громила с бейсбольной битой за спиной. Специалист коллекторской организации должен быть одновременно и юристом, и финансистом, и психологом. А главный метод его работы – убеждение и помощь в выходе из сложившейся ситуации. Главная задача профессионального коллектора – установить контакт с должником, объяснить ему его права и возможности при работе с просроченной задолженностью. Если человек не уклоняется от погашения долга, мы проводим с ним переговоры и договариваемся об уплате задолженности. Если причины невозврата носят объективный характер, то можем по предварительному согласованию с банком реструктурировать долг – увеличить срок выплаты, дисконтировать штрафы или проценты и т. п. Если же договориться с должником не удается, дело передается в суд, а коллекторское агентство полного цикла осуществляет сопровождение судебного процесса, инициирует и контролирует ход исполнительного производства.

В своей работе профессиональные коллекторские агентства руководствуются Гражданским, Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами, федеральными законами об исполнительном производстве, о залоге, о защите информации и прочими нормативно-правовыми актами, регламентирующими процесс взыскания. Кроме того, в НАПКА (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств), одним из основателей и учредителей которой является Долговое агентство «Пристав», есть собственный кодекс этики, разработанный с учетом мировой коллекторской практики, адаптированный к этическим нормам, принятым в нашем обществе. В основу этого кодекса легли соответствующие документы, регулирующие деятельность коллекторов в США и Западной Европы.

К сожалению, не все коллекторские организации являются членами НАПКА и строят свою работу на принципах этики и морали. Пока российский коллекторский рынок находится на этапе становления, его участники, как это ни печально, делятся на добросовестных и недобросовестных. Последними считаются организации, использующие в своей работе механизмы незаконного давления. «Добросовестные» агентства не только зарегистрированы официально, но и работают исключительно в рамках действующего законодательства. Поэтому, чтобы отличить профессионального коллектора от «выбивателя» долгов необходимо попросить его представится, назвав ФИО полностью, должность, рабочие телефоны агентства, юридический адрес организации. Если коллектор отказывается предоставить эти данные, разговор должен быть прекращён. Заёмщик имеет право на достоверную информацию о коллекторском агентстве, а также о звонящем ему коллекторе.

Если во время визита коллектор требует от Вас немедленно отдать долг ему в руки, остерегайтесь - перед вами мошенник. Профессиональный коллектор никогда не берет денег, он предоставляет заемщику банковские реквизиты, куда нужно перевести необходимую сумму.

Готовя данный материал, я наткнулся на ряд сообщений в интернете, в которых авторы убеждают читателей, что не стоит общаться с коллекторами, что все вопросы нужно решать в судебном порядке через банк. Не думаю, что такое поведение приведет к положительному результату. В итоге к вам придет уже не коллектор, а судебный пристав с судебным решением в руках и актом описи и ареста имущества. В отличие от коллектора он не будет проводить познавательные беседы, входить в ваше положение, пытаться найти выход из сложившейся ситуации, он просто придет и опишет имущество. В итоге, вы все равно оплатите и долг, и судебные издержки. Не думаю, что это подходящая цена. Намного эффективнее и дешевле урегулировать вопрос и погасить долг до суда, прибегая к помощи коллекторского агентства.

Напоследок хочу дать несколько советов. Первый – более тщательно рассчитывать свои возможности, когда хотите взять кредит ежемесячная плата не должна превышать 40% от дохода. Храните в тайне свои паспортные данные, не берите кредит на свое имя для третьих лиц, не выступайте поручителем, если финансовое положение не позволяет вам в случае проблем у заемщика погашать за него кредит. Поручитель – это не просто подпись в договоре, за возврат кредита он несет такую же ответственность, как и сам заемщик. При изменении финансовой ситуации и невозможности выплачивать кредит просчитайте всевозможные варианты погашения долга. Конечно, самый легкий способ – это уйти от проблемы, но тогда с течением времени она будет становиться сложнее и сложнее, а решать ее все равно придется. Приведу конкретный пример: если у вас непогашенная сумма кредита, например, 5000 или 10000 рублей, то за год неуплаты эта цифра с учетом набежавших процентов, пеней и штрафов может достигнуть 100000 рублей. Поэтому лучше перезанять у родственников, друзей, знакомых 5000 рублей и сразу погасить кредит, чем дожидаться визита коллектора или судебного решения и оплаты долга, процентов, пеней и всех судебных издержек.

Поэтому, даже если вам позвонил коллектор – не стоит прятаться, ждать его визита, надо идти на контакт – профессиональный коллектор обязательно порекомендует конкретные шаги по решению вашего вопроса.

Первоисточник Финам.ИНФО