8 800 234 33 64
Пожаловаться

Профессиональный коллектор – это не громила с утюгом и паяльником

25.06.2010

Как финансовый кризис сказался на банковской отрасли? Справляются ли коллекторы с возросшим объемом невозвратов по кредитам? Что делать, если вам звонит коллектор? На вопросы Занимаем.ру отвечает Генеральный директор Долгового агентства «Пристав» Артур Александрович.

Занимаем.ру: Господин Александрович, на ваш взгляд, кризис для банковской отрасли России миновал?

      Артур Александрович: С началом кризиса ключевой проблемой для финансовых систем большинства стран мира стали «плохие долги». Актуальна эта тема и для нашей страны. Не расчистив банковскую систему от просроченной задолженности, невозможно активизировать кредитование, а значит – и рост в экономике.

      Исходя из статистики Центрального банка России, а также данных долгового агентства «Пристав», несмотря на улучшение макроэкономической ситуации, уменьшение уровня безработицы, показатели свидетельствует о том, что говорить о выходе из кризиса и оздоровлении финансовой системы преждевременно: растет просроченная задолженность, выдача новых кредитов еще очень далека от докризисного уровня.

      Накроет ли нас «вторая волна» кризиса, будет зависеть от грамотной политики государства, а также ведущих банков страны. Если говорить с точки зрения долговых агентств, основным показателем того, что кризис завершен, будет продажа банками старых портфелей «плохих» долгов. Рынок продажи в настоящее время достаточно волатилен. Наблюдается тенденция к продаже портфелей в конце года с целью «очистки» баланса. Однако многие банки, имея излишнюю ликвидность, не торопятся продавать старые портфели. По нашим прогнозам, «оздоровление» рынка путем продажи старых портфелей произойдет во втором-третьем квартале текущего года.

Занимаем.ру: Как сказался кризис на деятельности коллекторских агентств?

      Артур Александрович: Коллекторы являются частью финансового рынка. Соответственно, если «болеет» рынок, то «болеют» и коллекторы. Растет доля просроченной задолженности в общем объеме выданных кредитов. Несмотря на то, что мы преодолели «дно» I квартала 2009 года, когда наблюдался «пик» финансового кризиса и доля просроченной задолженности по отношению к объему выданных кредитов составляла 40%, по итогам первого квартала 2010 года, доля задолженности составила 41%. Появилось больше должников с большими суммами долга. При том, что, опять же повторю, выдача новых кредитов намного ниже докризисного уровня.

      По данным Долгового агентства «Пристав» собираемость просроченной задолженности не достигла докризисного уровня.

      Кризис прибавил работы коллекторам, но взыскивать задолженность со стремительно теряющих платежеспособность граждан и отдельных компаний становится с каждым днем сложнее и сложнее. В полной мере влияние финансового кризиса на российский рынок коллекторских услуг можно будет оценить только через несколько лет, сейчас же он ставит перед долговыми агентствами новые не простые задачи: совершенствование бизнес-процессов, сокращение издержек и повышение эффективности работы. Сейчас, как никогда, необходимо правильно оценивать расходы, грамотно формировать тарифы и дополнительно разрабатывать программы обучения персонала.

Занимаем.ру: Вы утверждаете, что взыскивать "становится сложнее и сложнее", можете прояснить, в чем сложность, и какие меры вы предпринимаете в связи с этим?

      Артур Александрович: Взыскивать сейчас гораздо сложнее, чем раньше, так как снизилась платежеспособность населения, в 1,5–2 раза выросла себестоимость работы. Сегодня на рубль взысканий агентство в среднем тратит 60–70 копеек. Сбор просроченной задолженности происходит с людей, потерявших работу, столкнувшихся с серьезными финансовыми трудностями.

      С началом финансового кризиса профессиональные долговые агентства существенно перестроили работу по взысканию задолженности: увеличили интенсивность работы по обработке портфелей, увеличили издержки на сбор одного рубля. Это довольно сложный процесс. И тем, компаниям, которые еще до кризиса не позаботились об этом, приходится очень сложно в кризисный период. Например, наше агентство, одним из первых среди коллекторских компаний, внедрило высокотехнологичный call-центр, что помогло существенно повысить эффективность работы агентства и улучшить качество обслуживания клиентов. Современные технологии call-центра позволили не только сократить время ожидания при поступлении звонка в агентство в несколько раз, но и давать заемщику быстрый и квалифицированный ответ о структуре задолженности, условиях кредитного договора, способах погашения задолженности. В тоже время Долговое агентство «Пристав» уделяет особое внимание изучению новых методик по сбору просроченной задолженности, которые положительно зарекомендовали себя в международной практике. Наиболее эффективные из них Агентство планирует внедрять у себя.

Занимаем.ру: Что бы вы посоветовали делать заемщику, который потерял работу и не имеет стабильного дохода, при обращении к нему сотрудника коллекторского агентства?

      Артур Александрович: Самый первый совет – не скрываться от коллектора, а идти на контакт. Профессиональный коллектор – это не громила с утюгом и паяльником, основной метод его работы – убеждение и помощь в выходе из сложившейся ситуации. Главная задача профессионального коллектора – установить контакт с должником, объяснить ему его права и возможности при работе с просроченной задолженностью. Если человек не уклоняется от погашения долга, мы проводим с ним переговоры и договариваемся об уплате задолженности. Если причины невозврата носят объективный характер, то можем по предварительному согласованию с банком реструктурировать долг – увеличить срок выплаты, дисконтировать штрафы или проценты и тому подобное.

      Следует упомянуть и о том, что коллекторский рынок в России достаточно молод, и его участники, как ни печально, делятся на добросовестных и недобросовестных. Последние – это организации, использующие в своей работе механизмы незаконного давления. Поэтому, чтобы отличить профессионального коллектора от «выбивателя» долгов необходимо попросить его представится, назвав ФИО полностью, должность, рабочие телефоны агентства, юридический адрес организации. Если коллектор отказывается предоставить эти данные, разговор может быть прекращён. В этом случае мой совет – обратиться в банк, в котором был оформлен кредит. В любом случае, не нужно прятаться от представителей банка, от коллекторов. Конечно, самый легкий способ – это уйти от проблемы, но тогда с течением времени она будет становиться сложнее и сложнее, а решать ее все равно придется. Необходимо понимать, что невозврат кредита является грубейшим нарушением договора, заключенного с банком. А потому банк имеет полное право обратиться в суд с требованием о взыскании с вас суммы долга. В том числе, и за счет изъятия и последующей продажи имущества, находящегося в вашей собственности. Более того, если банковские юристы докажут в суде, что вы не собирались возвращать взятые средства и всячески пытались избежать необходимости погашать кредит (скрывались от коллекторов, например), то есть невозврат кредита был осмысленным, то может грозить даже уголовная ответственность по ст. 159 Уголовного кодекса РФ. Поэтому намного удобнее, правильнее и дешевле урегулировать вопрос и погасить долг до суда, прибегая к помощи и советам коллекторского агентства.

Занимаем.ру: Почему вы решили поддержать форум «Розничные банковские услуги в России», организованный Институтом Адама Смита?

      Артур Александрович: Долговое агентство «Пристав» - участник многих ведущих конференций, проходящих как в России, так и за ее пределами. В их числе и ежегодный форум «Розничные банковские услуги в России», организованный Институтом Адама Смита, партнерами которого мы являемся на протяжении нескольких лет.

      Участие и спонсорство в конференции международного уровня позволяет агентству поделиться с заинтересованной аудиторией многолетним опытом по взысканию долгов в банковском секторе, и рассказать о наиболее эффективных методах управления просроченной задолженностью в посткризисный период.

      В ходе международного форума представители высшего руководства ведущих российских и иностранных банков, представители органов государственной власти имеют возможность обсудить перспективы развития банковского сектора, способы выживания и достижения успехов в новых экономических условиях. Это уникальная возможность получения информации из первых рук и доступ к большому числу потенциальных партнёров в одном месте и в одно время. Неизменное качество мероприятий, проводимых институтом Адама Смита заслужило высокую репутацию среди бизнес - лидеров, а также государственных учреждений, влияющих на развитие банковской отрасли страны.

Первоисточник Занимаем.ру