8 800 234 33 64
Пожаловаться

Коллекторам готовят правовое поле

07.07.2010

BANKI.RU, 07.07.2010

Коллекторские агентства представили окончательную версию законопроекта, регулирующего их деятельность. Документ расширяет полномочия работы сборщиков долгов, разрешая им собирать информацию о заемщике в бюро кредитных историй, госорганах, а также у посторонних лиц.

Многострадальный законопроект

Во вторник две банковские ассоциации (АРБ и "Россия") и две коллекторские (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств, НАПКА, и Ассоциация по развитию коллекторского бизнеса, АРКБ) презентовали совместно подготовленный законопроект "О деятельности по взысканию просроченной задолженности".

Как отметил президент АРКБ Сергей Рахманин, в 2007 году профессиональным сообществом были сделаны первые шаги в разработке законопроекта, и только сейчас участники рынка пришли к единому мнению о том, как должна регулироваться деятельность коллекторов.

Необходимость скорейшего принятия специального закона в отношении коллекторов объясняется увеличением спроса на коллекторские услуги из-за роста просроченной задолженности по кредитам в период кризиса. Как рассказал вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов, в 2009 году в судах находилось 800 тыс. исков о взыскании кредитов. "В этом году количество исков может достигнуть 1 млн", - сказал он, отметив, что большая часть исков подается в отношении граждан, взявших потребительские кредиты.

Напомним, ассоциации параллельно разрабатывали разные версии проектов несколько лет. В частности, документ, подготовленный НАПКА совместно с Ассоциацией региональных банков, отличался от варианта АРКБ и АРБ тем, что предусматривал для коллекторских агентств минимальный уставный капитал в размере 1 млн рублей.

После того как ассоциации объединили свои усилия в разработке законопроекта, "входной билет" на рынок коллекторских услуг был отменен. "Этот фильтр не позволял выйти на рынок маленьким компаниям, в документе есть другие ограничения, которые перекроют доступ недобросовестным участникам", - отмечает Сергей Рахманин.

Наряду с работой ассоциаций законопроект "О коллекторской деятельности" разрабатывали и в Минэкономразвития. Как поясняет исполнительный вице-президент по правовым вопросам АРБ Андрей Емелин, Минэкономразвития хотело уйти от регулирования только коллекторской деятельности и привлекло для дальнейшей разработки документа профессиональное сообщество.

Однако в Минэкономразвития порталу Банки.ру сказали, что еще не видели нового документа. "Мы еще не ознакомились с этим законопроектом, но считаем возможным его рассмотреть и с учетом нашей позиции принять решение о дальнейшей работе над ним. Главное, чтобы он соответствовал основным требованиям", - рассказал заместитель директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Дмитрий Скрипичников. По его словам, законопроект должен касаться только взыскания долгов с физических лиц, создавать условия для защиты прав граждан и регулирования этой деятельности. Кроме того, в рамках закона целесообразно определиться с запретом на переуступку от финансовых организаций иным лицам прав требований по кредитам, предоставленным физическим лицам.

Впрочем, уже сейчас ясно, что подготовленный документ удовлетворяет не всем требованиям ведомства. В частности, он регламентирует сбор долгов не только с граждан, но и с индивидуальных предпринимателей и юрлиц.

Госорганам не уйти от ответа

В законопроекте прописаны полномочия, права и обязанности коллекторов. В частности, документ разрешает им запрашивать информацию о должнике в органах государственной власти, органах местного самоуправления, обращаться в бюро кредитных историй, а также "опрашивать лиц, предположительно владеющих информацией, необходимой для осуществления коллекторской деятельности".

Согласно законопроекту, запрашиваемая информация должна предоставляться в десятидневный срок с момента поступления запроса, а отказ возможен, только если информация содержит "сведения, составляющую государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну".

Коллекторские агентства обязаны будут объединяться в саморегулируемые организации и создавать компенсационный фонд для возмещения убытков кредиторам, должникам и третьи лицам. Фонд формируется из взносов коллекторских агентств в размере 100 тыс. рублей с каждого члена СРО. Компенсация будет необходима, если, например, банк понес убытки из-за того, что коллектор не сумел взыскать задолженность по выданным им кредитам, или в случае, когда должник доказал, что коллектор действовал по отношению к нему незаконно и в связи с этим добивается возмещения ущерба.

С точки зрения защиты интересов должников в законопроекте установлен запрет на звонки коллекторов с 23:00 до 08:00. Кроме того, "при взаимодействии с должником представитель взыскателя обязан представляться, называя свои фамилию, имя отчество, должность, наименование взыскателя". Документ также запрещает коллекторам использовать оскорбления в адрес должника, причинять вред его здоровью и жизни, а также деловой репутации.

Участники рынка по-разному оценивают законопроект. По словам старшего вице-президента долгового агентства "Пристав" Сергея Шпетера, документ конкретизирует ответственность каждого участника процесса сбора долгов. "Сейчас одна из главных проблем - плохое качество данных о должнике. Зачастую запросы коллекторов в органы власти остаются без ответа. Если законодательно установить обязанность отвечать на такие запросы, то появится доступ к информации о заемщике из Минкомимущества, от судебных приставов. По прямым и косвенным данным можно будет узнать его истинную платежеспособность", - говорит Сергей Шпетер.

Впрочем, по мнению гендиректора Центра развития коллекторства Дмитрия Жданухина, у этого законопроекта не очень хорошие перспективы, так как он направлен в первую очередь на создание правового поля для бизнеса. "С точки зрения улучшения своего имиджа перед избирателями депутатам он будет неинтересен. А государству сейчас выгодно держать вопрос регулирования коллекторского рынка в подвешенном состоянии, нежели принимать этот закон, наделяя коллекторов дополнительными полномочиями", - считает Дмитрий Жданухин.

По мнению экспертов, подготовленный законопроект лишь отчасти может быть защитным инструментом для граждан. "Прописанные в нем запреты на определенные действия есть и в существующем законодательстве. Например, ночные звонки и угрозы жизни и здоровью запрещены и сейчас", - поясняет Дмитрий Жданухин.

Первоисточник BANKI.RU