8 800 234 33 64
Пожаловаться

Взыскательные люди

01.02.2007
01.02.2007 Трудно отдавать деньги незнакомцам, даже если этоваша работа. Но еще труднее получать их обратно. Директора банков впанике – рост потребительского кредитования повлек за собой иувеличение числа просроченных задолженностей и невозвращенных кредитов.Именно поэтому специалисты по взысканию долгов – коллекторы –пользуются в наши дни огромным спросом.

По материалам www.pbs.org

 

Всилу того, что специалисты по возвра­щению задолженностей для нашейстраны профессия новая, работо­датели пока еще не решили, как ихвсе-таки именовать. «Обычно коллекторов называют специалистами покредитному мо­ниторингу, - поясняет Наталья Сальникова, руководительотдела развития КА «ФКД консалт». - В банках средней величины функцияпо работе с задолженностью бывает «размыта» и обязанности по кредитномумониторингу могут возлагаться на кредитных экспертов и аналитиков». Вразличных банковских структу­рах есть соответствующие управления,отделы кредитного мониторинга и потребительского кредитования,розничного бизнеса, контроля платежей и т. д. Но так или иначесотрудники этих подразделений занимаются возвратом по кредитам,выданным физическим или юриди­ческим лицам.


Кнут и пряник

Работас проблемной задолженностью делится на два этапа. На первом, когда смомента ее возникновения прошло не более 90 дней, обще­ние с клиентаминосит «мягкий» характер (soft collection).Им отправляют напоминательно-увещевательные письма и выясняют втелефонных беседах, заплатят ли они по счетам. Работа же с позднейзадолженностью ведется в более жест­ком режиме (hard collection).Она начинается с личных встреч, при этом последнее свидание можетсостояться в суде. Коллекторы работают с базами данных заемщиков иежедневно ус­танавливают для себя план звонков и визитов. Как правило,в день приходится совершать от 3 до 10 выездов к неплательщикам.«Некото­рые клиенты - просто рассеянные. Поэтому их нужно предупредитьо приближающемся сроке выплаты за несколько дней, чтобы они не попали вдолжники», - рассказывает Марина Кузнецова, консультант банковскогосектора рекрутингового агентства Staffwell.

Самуюбольшую группу неплательщиков со­ставляют люди, попавшие в трудноефинан­совое положение. В таком случае надо вместе искать пути выхода изсложившейся ситуации, планировать новые схемы погашения долга,уменьшать или списывать проценты и штрафы. В задачи коллектора невходит наказание или окончательное разорение должника, он обязанвернуть то, что реально, и по возможности со­хранить клиента.

Наконец,есть среди заемщиков и мошенники, для которых невозвращение денег вбанк - прос­то бизнес, а также их жертвы - люди, и не по­дозревающие,что на их имя кто-то уже полу­чил кредит. В таких случаях сборщикидолгов тесно сотрудничают с правоохранительными органами.


Кто нужен банкам

«Коллекторскаяслужба - новое явление в банковской сфере. Поэтому наш банк, как имногие другие, испытывает трудности в по­иске необходимых специалистов,- говорит Светлана Кобелева, начальник отдела по подбору персоналадирекции по персоналу На­ционального банка «ТРАСТ» ОАО. - На рынкетруда свои услуги предоставляют в основном бывшие работники силовыхструктур. Но они, как правило, не обладают менеджерски­ми навыками».Специалист, отвечающий за коллекторское направление, должен создатьсаму структуру collection, внедрить иотладить технологию сбора задолженности, выстроить работу срегиональной сетью и при этом еще заниматься подбором и обучениемперсонала. Соответственно, идеальный кандидат на дан­ную позицию -профессиональный менеджер, умеющий анализировать и структурироватьинформацию, планировать бизнес-процессы и осуществлять контроль за ихисполнением.


«Соискательдолжен соответствовать нормам корпоративной культуры и стремиться кпо­вышению своего профессионализма. Исходя из этих требований, мырассматриваем канди­датуры специалистов не только из банковской сферы,но и из телекоммуникационных компа­ний и сферы розничных продаж», -продолжает г-жа Кобелева.

Идеальныйколлектор, претендующий на ру­ководящую должность, - этовысококвали­фицированный юрист, разбирающийся в бан­ковском деле. Неотказываются современные компании и от финансистов/экономистов, хорошознакомых с нормативно-правовыми актами, регулирующими процесс взысканиядолгов. Такой специалист должен обладать силой убеждения и умениемразрешать конф­ликты, иметь опыт организации коллекторской службы снуля. В силу того, что отечественный рынок потребительскогокредитования молод (до 2003 года на нем работали только иност­ранныебанки и всего несколько российских), подобные профи у нас встречаютсяредко.

Накого может рассчитывать работодатель? В основном на молодыхспециалистов, чей возраст едва превышает 25 лет. По мнению МариныКузнецовой, эти люди получили име­ющиеся у них опыт и знания, работая всред­нем звене «collection» в иностранныхбанках. При этом они готовы перейти на руководящие позиции в другиефинансовые структуры, в том числе и при условии организовать работу посбору долгов с нуля. «Пока руководитель коллекторского подразделениябанка - редкая птица, и, чтобы закрыть данную вакансию, требуетсяпомощь удачливого охотника за го­ловами», - резюмирует г-жа Кузнецова.

Специалистовсреднего и младшего звена найти проще, чем топов. Может быть, потому,что на такие позиции охотно берут соискателей и без соответствующегоопыта работы. «Мы редко получаем заказы на закрытие коллекторскихвакансий, но недавно работали с одним банком. В результате нашлимолодого человека 28 лет, ранее работавшего в правительстве Москвы ипрокуратуре», - рассказывает Ма­рия Дронова, руководитель департаментапо подбору специалистов в банки кадрового агентства Goodwill


Внешняя агентура

Многиебанки перепоручают взыскание долгов коллекторским агентствам. Самыеизвестные из них: Финансовое агентство по сбору пла­тежей (ФАСП), Sequoia Credit Consolidation,«Пристав». Как правило, за свои услуги «вне­шние агенты» получают от25% до 50% от возвращенных сумм. «Сейчас наше агентство работает уже с18 регионами, а в следующем году к ним прибавится еще 12, - говоритАлександр Морозов, коммерческий директор Финансового агентства по сборуплатежей (ФАСП). - Поэтому мы очень заинтересованы в притоке новыхсотрудников и еженедельно, как правило, принимаем на работу 7-8 новыхспециалистов. Раньше ориентировались в ос­новном на выходцев из силовыхструктур, но практика показала, что для коллектора важнее всего навыкихорошего переговорщика, спо­собность мотивировать человека на отдачудолга. В результате у нас появляется все больше сотрудников-женщин».Кстати, такое развитие событий соответствует мировым тенденциям: в миреоколо 60% коллекторов - дамы.

Есличеловек обладает необходимыми личностными качествами, напримерпсихологической устойчивостью, то остальному его научат. Так,сотрудники ФАСП проходят учебно-методичес­кий курс (теория, ролевыеигры, тренинги) и принимают участие в региональных семинарах. Потомпродолжают постигать азы мастерства в рабочей обстановке. В этом импомогают опыт­ные менеджеры-наставники.

Ачто о своей работе думают сами коллекторы? «Одни довольны своимположением и от добра добра не ищут, -делится своими наблюдениямигоспожа Кузнецова. - Вторые хотят сменить спе­циализацию, так каксчитают ее слишком узкой и не сулящей больших перспектив. Ну а третьиполностью сознают собственную востребованность и при переходе на новоеместо работы рассчитыва­ют на повышение зарплаты в 2-3 раза».


Обзор заработных плат специалистов по сбору задолженности, $




Специалист отдела потребительского кредитования

400

Кредитный специалист

800

Кредитный эксперт / кредитный аналитик

800-1500

Специалист по работе с просроченной задолженностью

800-1500

Старший специалист по администрированию малого и среднего бизнеса

1000-1200

Экономист кредитного отдела

1000-1500

Специалист по работе с дебиторской задолженностью

1500

Специалист по кредитному мониторингу физических лиц

1500

Начальник кредитно-экономического отдела

1500-2000

Начальник отдела розничного бизнеса

2000

Главный специалист кредитного управления / отдела

2000-2500

Начальник отдела контроля платежей

2500-3000


По данным КА «ФКД консалт»

Личный опыт


Сергей ШПЕТЕР, директор по развитию коллекторского агентства «Пристав»:

- Я окончил МГИМО по специальности «Меж­дународные экономические отношения», со временем получил степень МВА в British Open University(менеджмент и маркетинг). Свою карьеру начинал в 1991 году в банковскомаудите и консалтинге в области риск-менеджмента, затем развивалрозничный бизнес в ряде банков и наконец пришел в «Пристав».

Нашапрофессия только формируется, и гото­вых специалистов пока мало.Поэтому в «При­ставе» работают люди с самым разным опытом: юристы,экономисты, гуманитарии: Я занима­юсь развитием бизнеса ибизнес-админист­рированием. Например, приходит в агентство клиент с«портфелем» задолженности в $ 3 млн. В таком случае надо оценить нашивозможности и риски, заранее привлечь необходимые ресур­сы и т. д.Помимо профессиональных навыков в нашем деле очень важно умениеобщаться с людьми и нацеленность на результат.

Расскажувам случай, достаточно показа­тельный для нашей практики. Один крупныйбизнесмен, владелец нескольких компаний, задолжал банку $ 100 тыс. Итот в свою очередь ' отдал долг в работу нашему агентству. За тримесяца с помощью «Пристава» клиент выпла­тил причитающуюся банку сумму,а через две недели позвонил и попросил помочь вернуть деньги, которыедолжны его фирме.


Американская история

В80-е годы правительство США решило сдать в аренду долги по студенческимзаймам, в ре­зультате чего появилась коллекторская индуст­рия, вкоторой вращаются биллионы долларов и миллионы счетов. Как правило,взысканием всех видов долгов здесь занимаются в основном коллекторскиеагентства.

Коллекторская деятельность регулируется Fair Debt Collection Practices Act (FDCPA)(Актом о законном взыскании долгов) от 1977 года, который оговаривает,как и когда коллекто­рам следует общаться с должниками на пред­метпросроченных платежей. По закону они не могут угрожать неплательщикунасилием, арестом, конфискацией имущества, если на это, конечно, нетсоответствующего судебного решения. Коллектор должен прекратить всеконтакты с должником, если получит от него письменную просьбу большеего не беспокоить или письменный отказ от оплаты долгов. Но даже в этомслучае он может и дальше работать с задолженностью. Коллектор не имеетправа . сообщать третьей стороне, например друзьям должника, о егопросроченных платежах.



Обзор заработных плат специалистов по сбору задолженности, $




Специалист отдела потребительского кредитования

400

Кредитный специалист

800

Кредитный эксперт / кредитный аналитик

800-1500

Специалист по работе с просроченной задолженностью

800-1500

Старший специалист по администрированию малого и среднего бизнеса

1000-1200

Экономист кредитного отдела

1000-1500

Специалист по работе с дебиторской задолженностью

1500

Специалист по кредитному мониторингу физических лиц

1500

Начальник кредитно-экономического отдела

1500-2000

Начальник отдела розничного бизнеса

2000

Главный специалист кредитного управления / отдела

2000-2500

Начальник отдела контроля платежей

2500-3000