8 800 234 33 64
Пожаловаться

Избавляемся от балласта

01.10.2007
Просроченная задолженность может затормозить развитие банковской системы России

Артур Александрович
Генеральный директор Долгового агентства «Пристав»


Рынок проблемных кредитов переживает период бурного роста. Если 10 лет назад, случаи невозврата кредитов были единичными случаями, то сейчас просрочка носит массовый характер. Динамика этого процесса опережает темпы роста розничного кредитования. Это объясняется тем, что реальное состояние кредитного портфеля мы можем оценить лишь с течением времени, т.к. просрочка проявляет себя лишь по прошествии нескольких месяцев после выдачи кредита. Согласно статистике Центрального банка Российской Федерации, объем просроченной задолженности на конец 2006г. составил 2,6% (+0,7% к аналогичному периоду 2005 г.). По итогам 2006г. просроченная задолженность банков, без учета государственных составила, 3,7%; банков с участием иностранных капиталов 4,5%. Соотношение между банками с участием иностранного капитала и московскими сетевыми составило 4,5: 4,2% соответственно. У региональных банков за аналогичный период она составила 2,1%.
Согласно экспертной оценке Долгового агентства «Пристав» реальные показатели просроченной задолженности в несколько раз выше. В 2005-2006 гг. ряд банков реализовали несколько сделок по секрьюритизации розничных и ипотечных кредитов. Кроме того, на рынке практикуется «продажа» аффилированному коллекторскому агентству части проблемных активов. Стратегически, такие сделки нельзя считать удачными. Согласно международной консолидированной отчетности величина кредитного портфеля будет скорректирована на разницу этих проблемных активов. «Пристав» прогнозирует к концу 2007 года «просрочку» в объеме $6,5-7 млрд. при объеме кредитования в $105 млрд.
Банки в борьбе за клиента вынуждены упрощать требования к потенциальным заемщикам (минимальный набор и требования к предоставляемым документам), что приводит к росту просроченной задолженности. В данный момент банки выдают кредит практически всем. При этом далеко не все заемщики удосуживаются выяснить тонкости договора с кредитной организацией. Все это в значительной степени усугубляет проблему невозврата заемных средств.
Первым препятствием на пути вала невыплат станут законопроект «О потребительском кредитовании» и указание ЦБ о раскрытии эффективной процентной ставки банками. Эти нормативные документы внесут свою лепту в регулирование цивилизованного рынка финансовых услуг. Информация о стоимости той или иной услуги банка, открытость кредитных организаций перед клиентами – все это послужит во благо рынка в целом.
Но надо помнить, что при увеличении числа выданных кредитов, растет и риск. И если число невозвращенных кредитов исчисляется даже сотнями, то для банка это не представляет практически никаких проблем. Достаточно хорошо отлаженной собственной службы, работающей с просроченными платежами. Когда же объем просрочки исчисляется сотнями тысяч договоров, то решить проблему внутренними силами практически нереально.
При подходе к работе с проблемными активами, банкам необходимо определить те меры, которые надо предпринимать. И что важно – когда их предпринимать. Есть два принципа работы с просроченной задолженностью. В первом случае долгами занимается специальный отдел банка или его дочерняя структура. Во втором – проблемные долги отдаются (продаются) стороннему агентству. Возможно объедение этих принципов.
Незначительная просрочка по платежам (от суток до 2-3 месяцев) не играет большого значения. Чаще всего это случается по каким-то техническим причинам, или же из-за банальной невнимательности клиента (забыл или уехал в отпуск). Более того, кредитор больше заработает на штрафных санкциях. И в этом плане кратковременные задержки выплат даже выгодны кредитной организации. Пени и штрафы за просрочку платежа могут составлять до трети доходов от всех кредитных операций. А затраты на взыскание в этом случае незначительны. С этим может справиться и специализированная служба банка. Многие клиенты, забывшие о сроках погашения кредита, вскоре сами входят в график выплат.
Но есть и задолженности, платежи по которым полностью останавливаются. Если первые два-три месяца банки практически ничего не делают с просрочкой, то с течением времени взыскание просрочки становится все более трудоемкой и дорогой. В данном случае абсолютное время обратно пропорционально эффективности взыскания. Более «свежие» просрочки относительно легки для взыскания и наиболее эффективны. С течением времени достигается момент, когда определенное количество кредитов собственными силами взыскать невозможно. Чем раньше это понимает кредитор, тем выгоднее можно продать долги.
Как правило, незначительными просрочками банки занимаются сами. Особенно, если их количество по силам собственной службе. При этом руководители кредитной организации должны сравнивать работу собственной службы по взысканию просроченных платежей, с работой других агентств. Это необходимо для понимания эффективности работы собственной службы. Для этого многие банки целенаправленно отдают часть проблемного кредитного портфеля сторонним организациям. Результаты работы постоянно сравниваются. Исходя из них, можно сделать выводы о целесообразности усиления собственной службы по взысканию просрочки, или о необходимости продажи портфеля целиком или его части.
Особо важным моментом в работе с просроченными платежами является пик просрочки. Пример: в декабре достигают своего апогея продажи. В мае будет пик просроченной задолженности по розничным кредитам. Стандартная ситуация на рынке. Или же банк выводит на рынок какой-то инновационный продукт, способный значительно увеличить объемы выданных кредитов. Через полгода можно ожидать резкого всплеска неплатежей.
Пик неплатежей – это удар по собственной службе по взысканию просрочки. Банк будет не в силах переварить возросший в несколько раз объем работы. И чем сильнее атака на рынке розничного кредитования, тем больше количество просроченных платежей.
Еще одна сложность, с которой сталкиваются баки при сборе просроченной задолженности – это территориальная удаленность должников. Содержать собственное агентство в отдаленном регионе или небольшом городке весьма накладно. Взыскать с отдаленных должников просрочку с минимальными затратами – еще один повод для продажи кредитного портфеля или его части.
Международный опыт показывает, что большинство банков предпочитают отдавать проблемные активы на аутсорсинг. В Италии лишь один банк занимается просроченной задолженностью самостоятельно. В Германии – ни один банк не занимается полным циклом взыскания. Более того, в большинстве случаев банки передают коллекторским агентствам неблагонадежных заемщиков на определенный день просрочки автоматически. Тем самым определяется предел, за которым выгоднее продать долги, чем пытаться взыскать их собственными силами. Подобное избавление от непрофильных активов стал повсеместным. Российский финансовый рынок пока присматривается.
Дополнительным поводом для более активного сотрудничества коллекторов и кредитных организаций станет и переход банков на международные стандарты отчетности. Перевод активов на дочерние структуры положения не спасет. Единственно верным решением для улучшений показателей в отчетности является продажа портфеля.
Мировая практика показывает, что объемы этого рынка могут быть весьма значительны. В США ежегодно заключаются сделки о продаже долгов на 3 млрд. долл. Очень крупные рынки в Германии и Великобритании – примерно по 1 млрд. евро. Перенимают передовой опыт и страны восточной Европы. В Польше суммарный объем операций за последние два года превысил 1,5 млрд. долл.
Мы являемся свидетелями зарождения рынка плохих долгов в России. Объем всего рынка просроченных платежей на ближайшие три года может превысить 10 млрд. долл.
Банковский рынок будет расти и структурироваться. Одним из важных факторов, который будет влиять на его развитие, станет приход в Россию новых игроков. Крупные иностранные финансовые институты, имеющие значительные финансовые ресурсы, международную репутацию и богатый опыт, создадут условия для серьезной конкуренции.
С развитием всего банковского сектора продолжит набирать темпы и розничное кредитование, при этом динамика просроченной задолженности будет расти с опережением. Банки будут вынуждены уделять все большее внимание этой проблеме. И если сегодня банки делают лишь первые шаги в направлении современных и эффективных методов работы с просроченной задолженностью в рознице, то в ближайшие годы эта тенденция усилится. Основными методами работы c проблемными активами станут аутсорсинг и продажа кредитных портфелей.
Изменения подогреют интерес и к самому коллекторскому рынку. Развитие российского финансового сектора привлечет интерес крупных международных институциональных инвесторов, специализирующихся на работе с проблемными активами и покупке кредитных портфелей. Это, в свою очередь, будет способствовать росту доверия к коллекторскому бизнесу со стороны кредитно-финансовых учреждений и развитию этого сегмента рынка.

Источник: Журнал "Вестник банковского дела" - сентябрь 2007г.