8 800 234 33 64
Пожаловаться

Коллектор – доктор Вашего бизнеса

31.08.2010

Аналитический банковский журнал, август 2010г.

С началом финансового кризиса ключевой проблемой для большинства российских компаний стали «плохие» долги. Экономический рост России может возобновиться только после активизации кредитования. Для этого отечественным банкам необходимо очистить свои активы от просроченной задолженности. О том, как осуществляется этот процесс, мы попросили рассказать Сергея Шпетера, Старшего Вице-президента Долгового агентства «Пристав».

АБЖ: Как это ни странно, но долги, в том числе доля просроченных, растут как в периоды кризиса, так и в периода «бума» на рынке потребительского кредитования…

Сергей Шпетер: Совершенно верно, международная практика показывает, что не только кризисы, но и «бумы» на рынке потребительского кредитования неизбежно приводят к увеличению «плохих» долгов. Тот же вывод можно сделать, если посмотреть статистику по России. Если в первом полугодии 2008 года, согласно официальным данным Банка России, объем просроченной задолженности составлял 115 млрд рублей (4% от общего количества задолженности), то по итогам первого полугодия 2010 года объем просроченной задолженности оставил 234 млрд рублей (9% от общего количества задолженности). В действительности уровень просрочки существенно выше, т.к. в статистическую отчетность Центробанка не входят рефинансированные, реструктуризированные, а также проданные портфели.

Несмотря на то, что количество выданных розничных кредитов растет, относительная доля просроченной задолженности в портфелях российских банков продолжает оставаться на высоком уровне.

АБЖ: А что происходит в текущем году?

Сергей Шпетер: Несмотря на улучшение макроэкономической ситуации (в I полугодии 2010 года рост ВВП составил 4,2% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года), официального уменьшения уровня безработицы (по данным Росстата ее уровень в I полугодии 2010 года сократился на 13,2% по сравнению с I полугодием 2009 года), данные по задолженности свидетельствуют о том, что оздоровление финансовой системы пока находится на начальном этапе. Выдача новых кредитов ниже докризисного уровня, и «плохие» кредиты продолжают отягощать банковские балансы.

align="left">

АБЖ: То есть работы у коллекторов не становится меньше?

Сергей Шпетер: Конечно, мировой финансовый кризис не мог не сказаться на работе коллекторских агентств. Он хотя и добавил работы коллекторам, но взыскивать долги с потерявших платежеспособность граждан и отдельных компаний стало намного сложнее. Такая ситуация на рынке привела к увеличению в 2010 году себестоимости работ по сбору просроченной задолженности.

Сейчас портфели, передаваемые банками, проходят не одно размещение в агентствах. «Свежей просрочки» не так много, так как серьезно улучшилось качество выдачи новых кредитов. Кризис заставил банки серьезно пересмотреть скоринговые модели, и теперь кредиты выдаются платежеспособным заемщикам. Поэтому объем кредитования, по прогнозам наших экспертов, сможет достигнуть докризисного уровня только к концу 2011 года.

С началом финансового кризиса профессиональные долговые агентства существенно перестроили работу по взысканию задолженности: увеличили интенсивность работы по обработке портфелей, что привело к увеличению издержек на сбор одного рубля. Методы сбора задолженности становятся все более технологичными. Например, многие долговые агентства мира постепенно отходят от телефонного взыскания долгов, переводя общение с должником в сеть Интернет. В России, к сожалению, финансовая и технологическая грамотность населения не позволяет полностью отказаться от телефонного и выездного взыскания. Однако изучать способы адаптации современных ИT-технологий взыскания просроченной задолженности в нашей стране возможно уже сейчас. Например, наше агентство своевременно внедрило уже второй высокотехнологичный call-центр в Новосибирске, который повысил эффективность работы: позволил улучшить качество обслуживания клиентов, сократить время ожидания при поступлении звонка, дать заемщику быстрый и квалифицированный ответ о структуре задолженности, условиях кредитного договора и способах погашения задолженности.

align="left">

АБЖ: Сейчас кредиторы пытаются найти оптимальный путь по работе с просроченной задолженностью. Каковы здесь основные тенденции?

Сергей Шпетер: Некоторые банки обрабатывают собственными силами только просрочку на ранней стадии (до 180 дней), затем передают проблемные долги на аутсорсинг. После года отработки портфеля продают его долговому агентству. Другие предпочитают обрабатывать проблемные кредиты самостоятельно, увеличивая штат коллекторов. Однако, несмотря на то, что коллекторский аутсорсинг является относительно новой моделью ведения бизнеса, многие финансовые организации уже оценили его преимущества.

Конечно, каждый банк посредством собственной службы взыскания может самостоятельно заниматься сбором просроченной задолженности. Но это требует серьезных финансовых, кадровых, временных ресурсов, и отвлекает от основной деятельности - выдачи новых кредитов. Поэтому профессиональное долговое агентство полного цикла, обладающее и высокотехнологичным call-центром, и развитой филиальной сетью, и профессиональными специалистами по сбору долгов – это тот рецепт, который поможет оперативно и экономично справиться с данной задачей.

align="left">

АБЖ: Под воздействием кризиса как-то изменился облик коллекторского рынка?

Сергей Шпетер: В ближайшем будущем мы ожидаем специализацию долговых агентств между теми, кто работает на выкуп долгов и как внешний агент. В агентской схеме в свою очередь может сложиться своя специализация: работа только на телефонном взыскании и работа на выездах либо только по судопроизводству.

В завершении отмечу, что в условиях кризиса кредиторы активизировали работу с проблемными активами и все чаще стали обращаться за помощью к профессионалам, готовым предложить полный спектр услуг по взысканию. Сегодня профессиональные долговые агентства – это не только специалисты по сбору долгов, это и консультанты, предлагающие решения, позволяющие предотвратить возникновение задолженности. Определение стратегии работы с плохими долгами — выбор каждого отдельного банка. Однако наиболее оптимальный метод работы с просроченной задолженностью — это поэтапная реализация различных решений, позволяющих сократить долю проблемных активов в кредитном портфеле.

align="left">