8 800 234 33 64
Пожаловаться

Франчайзинг в коллекторском бизнесе

06.07.2007
На молодом рынке по взысканию задолженности игроки относятся к продаже своего имени по-разному. Одни опасаются за репутацию и не рискуют заключать договор коммерческой концессии, другие описывают составляющие своей, уже готовой к реализации, франшизы. Корреспонденты газеты «Долговой Фактор» взяли комментарии у двух представителей крупных коллекторских агентств – долгового агентства «Пристав» и группы компаний «Русская Долговая Корпорация». «Финансовое Агентство по сбору платежей» комментарии не дало.

На вопросы газеты отвечали директор по развитию бизнеса долгового агентства «Пристав» Сергей Шпетер и вице-президент Группы Компаний «Русская Долговая Корпорация» Сергей Афанасьев.
Предоставляете ли Вы услуги франшизы?
Сергей Шпетер:
Нет. Франчайзинг, одна из стратегий выхода на региональный рынок, однако, с нашей точки зрения, не является самой эффективной формой завоевания рынка.  Это связано с тем, что при такой форме организации бизнеса достаточно трудно контролировать качество предоставляемых услуг.  Вследствие чего  возникают репутационные риски. Мы предпочитаем открывать в регионах полноценные филиалы, самостоятельно производить подбор персонала, обучать людей методике и технологии работы, принятой в «Приставе». Это позволяет нам полностью контролировать  процесс и оказывать нашим клиентам гарантированное высокое качество оказываемых услуг.
Сергей Афанасьев: Да, мы предоставляем такие услуги. Мы передаем право использования зарегистрированного товарного знака «Русской Долговой Корпорации» (знак «РусДолг»), использование информационных ресурсов группы компаний, методологию и право использования программного обеспечения.
Кого Вы хотели бы видеть среди своих клиентов? Существуют ли какие-то критерии при их выборе?
Сергей Шпетер:
В качестве своих клиентов мы видим банки, для которых сегодня очевидна  необходимость работы с просроченной задолженностью; телекоммуникационные компании, которые активно предоставляют своим клиентам кредитный метод оплаты услуг связи; страховые и лизинговые компании, сектор ЖКХ, а также любые другие компании, которые предоставляют услуги либо товары в кредит. При выборе клиентов мы стремимся к установлению долгосрочных отношений, в ходе которых у нас всегда есть возможность доказать свою полезность и эффективность, пожалуй, это является основным принципом клиентской работы.
Сергей Афанасьев: Во-первых, это крупные юридические компании и коллекторские агентства в регионах, которые уже сформировались и имеют необходимый опыт по взысканию задолженностей, оказанию юридических услуг.
Что касается критерия при выборе клиентов, то важным для нас является законность деятельности фирмы, которая хочет приобрести франшизу.
Мы проверяем клиента, запрашиваем у фирмы соответствующую информацию об учредителях, сотрудниках компании, о материально-технической базе и т.д. Приглашаем на переговоры, чтобы иметь представление, кто станет руководителем этой фирмы, создана ли она с нуля или нашим товарным знаком будет обладать уже существующая фирма.
Предоставляете ли Вы франшизу в Москве?
Сергей Афанасьев: Да, в Москве также предоставляется франшиза, у нас нет территориальных ограничений. Мы не боимся создавать себе конкурентов, так как заинтересованы в развитии коллекторского бизнеса в России. Нам важна обстановка здоровой конкуренции. Мы хотим, чтобы на рынке было множество компаний, из которых банки смогли бы выбирать. Все наши действия осуществляются в интересах развития российской экономики, чтобы не допустить монополизации коллекторского бизнеса. Мы не хотим, чтобы сложилась ситуация, когда на рынок кроме основных игроков никто не сможет пробиться, готовы обучать компании, давать им все необходимое, чтобы они эффективно могли востребовать задолженности. А если их результаты окажутся лучше наших, мы будем только рады.
Во франшизу входят разные составляющие. Вы продаете их в одном пакете или по отдельности тоже?
Сергей Афанасьев: Мы предпочитаем не дробить, а продавать целый пакет, комплекс составляющих. Предоставляем уже готовый бизнес, поставленный на ноги. Однако мы можем рассмотреть варианты продажи отдельно какой-то части наших предложений. Пожелание пользователя, который хочет приобрести что-либо по франшизе, мы рассмотрим.
Является ли для Вас принципиальной «юридическая» ориентированность компании, приобретающей франшизу?
Сергей Афанасьев: Разумеется. Иногда к нам обращаются компании, которые никак не связаны с юридическими услугами, например торговая компания, которая вдруг решила начать заниматься модным коллекторским бизнесом. Нас все же больше интересуют люди с соответствующим образованием и опытом, которые смогут вести этот бизнес.
Естественно, мы отслеживаем тех, кому предоставили франшизу, потому что нам небезразлично как действует организация, носящая наше имя. Кроме того, нами внимательно контролируется все, что касается коллекторского направления. Большую помощь в этом оказывает специально разработанное программное обеспечение.
Какова стоимость франшизы?
Сергей Афанасьев: Мы оценили франшизу в 450 тыс. рублей за первый год пользования, и потом за пролонгацию каждый год – 200 тысяч. Это не окончательно утвержденная стоимость. Но мы отталкиваемся именно от этой суммы.
Отдельные части не оценены, но мы готовы об этом разговаривать с клиентом.
В чем Вы видите преимущество конкретно Вашей франшизы?
Сергей Афанасьев: Во-первых, мы отличаемся от всех коллекторских агентств, которые сейчас представлены на рынке взыскания задолженности, спецификой нашей работы. Мы сотрудничаем не только с банками, но и с частными лицами, беремся за корпоративные долги.  Также занимаемся продажей долгов, обладаем необходимыми информационными ресурсами. Информационные ресурсы позволяют нам выставить права требования на продажу, проводить общероссийские аукционы в соответствии с законодательством. Мы обладаем необходимыми знаниями, которые накопили за многие годы работы.
Наш товарный знак – раскрученный и уважаемый.
Таким образом, наши франчайзи получают все, чтобы выжить на этом непростом рынке и закрепиться в реалиях нынешнего коллекторского бизнеса.
По какой причине Вы предоставляете права на что-либо по франшизе, а не сотрудничаете по принципу аутсорсинга?
Сергей Афанасьев: Мы пробовали оба варианта. Однако, накопив определенный опыт, поняли, что наиболее эффективно предоставлять франшизу. Это очень интересно для нас и с точки зрения развития рынка и с точки зрения привлечения новых партнеров, которые занимаются взысканием задолженности. И конечно с экономической точки зрения. Мы многое сами разработали, а теперь можем помогать другим и получать за это деньги.
Хотя мы гибки в этом вопросе и готовы рассматривать разные виды сотрудничества.
Какие регионы наиболее интересны для Вас? Какие менее? По какой причине?
Сергей Шпетер: При открытии филиалов мы ориентируемся на объемы рынка и перспективы развития как уже существующих, так и потенциальных клиентов. Сегодня у нас уже работает 8 филиалов по всей России, включая как города-милионники, так и крупные областные центры, не являющиеся таковыми.
Сергей Афанасьев: Наибольший интерес представляют крупные города России, областные центры. Мы также рассматриваем Дальний Восток.
Охватывает ли Ваша деятельность Ближнее Зарубежье?
Сергей Шпетер: Нет.
Сергей Афанасьев: Если фирма из Ближнего Зарубежья хочет приобрести нашу франшизу, мы не имеем ничего против. Есть только проблемы с разницей законодательств.
Рассматриваете ли Вы возможность создания совместных организаций?
Сергей Шпетер:
Мы, совместно с нашими коллегами из «Секвойя Кредит Консолидейшен» и «ФАСП», объявили о создании Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), задачами которой будут являться: развитие цивилизованного рынка взыскания просроченной задолженности; утверждение высоких стандартов качества предоставляемых услуг; информационная поддержка деятельности членов Ассоциации; совершенствование законодательства.
Сергей Афанасьев: Да, мы учреждаем и в будущем готовы учреждать новые компании, чтобы иметь возможность принимать решения, контролировать ее деятельность. И вновь создаваемой организации мы готовы передавать (например, по франшизе) определенные права и действовать совместно в области взыскания задолженности.
Очевидно, что рынок поделен на две части – те, кто отказывается давать свое имя в аренду, боясь потери репутации (а этого ли на самом деле они боятся?) и тех, кто готов пойти на риск, создавая себе конкурентов и уже в настоящей работе выясняя, кто лучше взыскивает долги.
Коллекторский бизнес еще молод, и коллекторских агентств не достаточно, чтобы обеспечить эффектиный возврат всех просроченных задолженностей. Банкам приходится выбирать. Ясно, что франчайзинг дает возможность банкам делать выбор из большего количества агентств. Например, в Америке более 6000 организаций, работающих с долгами. В России же их в сотни раз меньше, хотя процент невозврата с каждым годом растет. Каким путем будет развиваться этот рынок покажет время, но очевидно одно: монополизация рынка и ограничение его развития далеко не лучшее решение.

Источник: газета "Долговой фактор" 06.07.07