8 800 234 33 64
Пожаловаться

«С коллектором надо идти на контакт»

04.08.2011

Сергей Шпетер, Старший Вице-президент Долгового агентства «Пристав», рассказывает порталу «Занимаем.Ру» об изменениях, произошедших с рынком коллекторских услуг, о прогнозах относительно объемов задолженностей по кредитам, а также дает советы должникам, как вести себя с коллекторами.

«Занимаем.Ру»: Сергей, какие изменения на рынке коллекторских услуг следует ожидать в ближайшее время и ждать ли изменений в законодательных актах, регулирующих деятельность коллекторов?

Сергей Шпетер: Несмотря на то, что коллекторский рынок достаточно молод, его участники с первых дней стремятся к тому, чтобы деятельность коллекторских агентств была более прозрачной и профессиональной. Мы создали Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств, в ее рамках разработали кодекс этики и наладили механизм урегулирования спорных ситуаций и жалоб со стороны должников, которыми руководствуются все члены НАПКА.

Вместе с тем в прошлом году был сделан еще один важный шаг в сторону формирования цивилизованного коллекторского рынка в России: в рамках Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств совместно с банковскими ассоциациями мы представили консолидированный документ «Законопроект о взыскании просроченной задолженности», который сейчас рассматривается Минэкономразвития. Сейчас мы активно работаем с государственными органами, от которых зависит судьба законопроекта. Мы надеемся, что уже к концу этого года он будет вынесен на рассмотрение Правительства.

Конечно, это будет очень важный шаг. Закон определит порядок, условия, принципы и формы взыскания просроченной задолженности, пресечет недобросовестные методы сбора долгов, определит организации, имеющие право заниматься коллекторской деятельностью. Будут установлены определенные правила поведения на рынке. Принятие закона обеспечит защиту прав и интересов должника. Данные меры обозначат правовые рамки и приведут к уходу с рынка недобросовестных коллекторов. Законодательные нормы будут способствовать повышению профессионализма коллекторских агентств, а также культуры жизни в кредит.

«Занимаем.Ру»: Как меняется отношение банков к коллекторским агентствам? Охотно ли банки соглашаются на подобный аутсорсинг?

С.Ш.: Сейчас трудно найти банк, который не сотрудничает с коллекторским агентством. Сложность первых лет работы долговых агентств, образованных еще в 2004-2005 годах, заключалась в том, чтобы создать рынок, которого на тот момент не существовало. Именно первые годы нашей работы прошли под знаком подтверждения правильности выбранной стратегии – необходимости аутсорсинга в банковском секторе. Работа банка – это выдавать новые кредиты, привлекать новых клиентов. А сбор просроченной задолженности – это не профильная деятельность. На нее требуются и определенные финансовые, и временные ресурсы, и квалифицированные специалисты. Коллекторские агентства полного цикла обладают и высокотехнологичными колл-центрами, и профессионалами в области возврата долгов. Мы регулярно проводим тренинги, семинары для наших сотрудников, работаем исключительно в рамках законодательных и этических норм. Сейчас банки понимают, что намного эффективнее отдавать работу по взысканию задолженности профессионалам, а основной акцент делать на профильную деятельность – выдачу новых кредитов.

«Занимаем.Ру»: Можно ли прогнозировать увеличение объема портфелей коллекторов к концу 2011 года?

С.Ш.: Согласно официальной статистике ЦБ РФ, начиная с 1 кв. 2011 года, рост просроченной задолженности в розничном банковском секторе в абсолютном выражении стабилизировался и к концу мая составил почти 250 млрд. рублей без учета реструктурированных кредитов. В относительном же выражении рост просрочки за аналогичный период времени сократился и составил 7,8%. Основная причина этому – увеличение объемов выдачи новых кредитов.

На наш взгляд, и к концу года величина просроченной задолженности в абсолютном выражении будет увеличиваться. Однако в относительном – ее объем будет уменьшаться. Преодолев кризис, банки активно приступили к кредитованию, что по определению вызовет рост просрочки.

«Занимаем.Ру»: За прошедший год насколько эффективными оказывались превентивные меры и досудебное взыскание долгов? Какова доля судебных разбирательств в общем объеме дел?

С.Ш.: В некоторых публикациях иногда можно встретить строчки о том, что все вопросы по погашению задолженности нужно решать только в судебном порядке. Но суд – это довольно длительный и затратный процесс, требующий большого количества свободного времени и средств. К тому же, проигранное дело – это и прямой урон репутации человека, и минус для кредитной истории должника, который в дальнейшем не позволит пользоваться услугами банков, и встреча с судебным приставом-исполнителем, с решением суда пришедшим описывать имущество. Если у вас есть долг, то даже по решению суда, невозможно уйти от его погашения. В итоге, получится тройная оплата: придется оплачивать и основной долг, и проценты по кредиту, и все судебные издержки, которые целиком и полностью ложатся на плечи должника. Поэтому намного эффективнее и дешевле для всех сторон урегулировать вопрос и погасить долг до суда, прибегая к помощи коллекторского агентства. Ведь коллектор – это одновременно и финансовый консультант, который порекомендует выход из сложившейся ситуации, поможет найти решение проблемы. Наша задача – не «выбить» долг, а понять, каким образом он образовался и как его можно погасить. Поэтому основная часть работы коллекторов – это, конечно же, досудебное взыскание, это переговоры с должником, повышение финансовой грамотности заемщика. Доля судебных разбирательств в общем объеме дел не так велика.

«Занимаем.Ру»: Итак, коллектор заинтересован в установлении контакта с заемщиком. А насколько охотно заемщики идут на диалог с вашими коллегами? Можно ли говорить об изменении отношения к коллекторам со стороны должников?

С.Ш.: Еще совсем недавно, со времен «лихих 90-х», коллекторы ассоциировались с громилами с утюгами, паяльниками и бейсбольными битами. Однако отличие подхода агентства по работе с «плохими долгами» от нелегальных методов возврата денег заключается в строгом следовании всем нормам законодательства. В частности, недопустимо взыскивать долг с помощью угроз причинения вреда здоровью или жизни должника либо его близких.

За рубежом уже на протяжении многих десятков лет коллекторские агентства являются полноправными участниками финансового рынка. В нашей стране коллекторский рынок имеет не столь длинную историю, но со временем так будет и в нашей стране. Должники, несомненно, начинают более охотно идти на контакт с представителями коллекторских агентств. Многие начинают понимать, что чем дольше уходить от проблемы, скрываться от банка, коллектора, тем труднее будет разрешить ситуацию.

Есть несколько возможных вариантов общения с коллектором. Если вы получили письмо или смс, можно перезвонить в коллекторское агентство, оставить всю информацию, обсудить и разобраться в ситуации. Если по тем или иным причинам вы не хотите лично общаться с коллектором, можно отправить информацию по электронной почте либо через форму обратной связи на нашем сайте. Мы не рассматриваем анонимные сообщения, поэтому нужно обязательно указывать и ФИО, и номер кредитного договора, и название банка, в котором брали кредит.

Поэтому еще раз повторю: даже если вам позвонил коллектор, не стоит прятаться и ждать его визита, надо идти на контакт. Профессиональный коллектор обязательно порекомендует конкретные шаги по решению вашего вопроса.

Источник: Занимаем.Ру