8 800 234 33 64
Пожаловаться

Лицо отрасли

10.08.2011

В конце июня Министерство экономического развития РФ опубликовало законопроект «О деятельности по взысканию просроченной задолженности». После согласования с рядом ведомств и экспертным сообществом документ поступит на рассмотрение в федеральное правительство. Законопроект, образно говоря, пришел в действие. Это подтверждает, что количественные и качественные процессы, происходящие в коллекторской отрасли, все настойчивее требуют определения правил игры в ней.

Какие основные новации законопроекта стоит выделить? Можно ли утверждать, что современного законодательства достаточно для нормальной работы коллекторов. Так ли это?

Сергей Шпетер: В настоящее время коллекторская деятельность в России по агентской схеме регулируется в первую очередь Гражданским Кодексом Российской Федерации, а именно:

- главой 39 «Возмездное оказание услуг»;

- главой 49 «Поручение»;

- главой 52 «Агентирование».

По цессионной схеме:

- главой 24 «Перемена лиц в обязательстве»;

- главой 30 «Купля-продажа»;

- главой 42 «Заем и кредит»;

Кроме того, на коллекторские агентства распространяются:

- Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации;

- Уголовный кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

- Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях»;

- Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;

- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

К сожалению, общие положения Гражданского кодекса, а также иных нормативных актов не учитывают особенностей, характерных для субъектов коллекторской деятельности, а также специфики правоотношений, возникающих между коллекторскими агентствами и другими участниками гражданского оборота. Поэтому в последнее время активно обсуждается необходимость принятия специального закона, которое позволит создать условия для повышения возвратности кредитов и иных платежей (задолженности по коммунальным платежам, штрафам, пени), что, в свою очередь, должно привести к снижению стоимости кредитных ресурсов и повышению собираемости налогов, сборов и платежей.

Не секрет, что в сознании многих граждан коллекторы ассоциируются с громилами, занимающимися «выбиванием» долгов незаконными способами. Имидж, приобретенный недобросовестными коллекторами, вредит профессиональным коллекторским агентствам, осуществляющим свою деятельность в рамках законодательных и этических норм, принятых в обществе. В связи с этим в законопроекте прописаны определенные требования к коллекторским агентствам. Законопроект вводит обязанность состоять в одной из саморегулируемых организаций коллекторских агентств, страховать свою профессиональную ответственность и проходить ежегодную аудиторскую проверку, устанавливает требования к лицам, занимающим должности в органах управления агентства.

Несмотря на то, что законопроект был разработан Национальной ассоциацией профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), в его концепцию положен принцип защиты интересов всех участников рынка и, в первую очередь, должников. Гарантии прав должника, установленные в законе, предусмотрены посредством введения существенных ограничений для коллекторских агентств. Коллекторскому агентству запрещается использовать любые незаконные методы взыскания, размещать на конвертах с уведомлениями информацию о наличии у должника задолженности, а также сообщения, изображения или рисунки, которые могут быть восприняты как угроза. Работники коллекторского агентства не вправе представляться должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, использовать форменную одежду знаки отличия, значки и иные отличительные знаки должностных лиц указанных органов. По требованию должника коллекторы должны предоставлять документы, подтверждающие полномочия агентства осуществлять взыскание задолженности с указанного должника. Коллекторское агентство должно предоставлять должникам информацию о наименовании кредитора, о размере и структуре задолженности, о сроках и порядке ее погашения. Не допускается вводить должников в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности и последствий отказа от ее погашения.

Также установлены дополнительные гарантии кредитора путем возложения дополнительных обязанностей на коллекторское агентство при взаимодействии с кредитором. Так, коллекторское агентство должно сообщать кредитору информацию, своевременно предоставлять отчеты о ходе выполнения поручения, уведомлять кредитора о получении от должника денежных средств и перечислять денежные средства на указанные кредитором счета не реже одного раза в месяц, получаемые коллекторским агентством от должников денежные средства должны зачисляться на отдельный банковский счет. Кроме того, кредитор получает право на основании мотивированного заключения коллекторского агентства о невозможности взыскания списывать задолженность в убытки при условии, что срок неисполнения обязательств должником составляет более одного года.

В связи с тем, что с принятием законопроекта на рынке коллекторских услуг должны остаться действительно профессиональные коллекторские агентства, авторы считают необходимым наделить коллекторские агентства дополнительными правами, в частности, осуществлять розыск организации-должника и имущества должника, получать информацию об имущественном положении должника в органах государственной власти, выступать в качестве хранителя имущества должника, выступать в качестве временного управляющего в делах о банкротстве, получать в бюро кредитных историй и передавать в бюро кредитных историй информацию о кредитной истории должника, осуществлять обработку персональных данных должника в случае, если должник дал согласие на такую обработку коллекторскому агентству или кредитору.

Закрепление этих и других положений, гарантирующих соблюдение прав и законных интересов должника, станет важным шагом на пути к становлению цивилизованного рынка коллекторских услуг.

Новый закон, без сомнения, потребует внесения определенных поправок в связанные с ним законы и нормативные акты. Насколько масштабны эти поправки? Не затормозит ли работу закона процесс внесения корректив?

С. Ш.: Несомненно, придется вносить поправки а законодательные и нормативные акты, в частности в Федеральные Законы «О персональных данных», «О бюро кредитных историй» и другие. Мы активно работаем и с Роскомнадзором, и с Бюро кредитных историй. В скором времени путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон «О персональных данных» будет решен вопрос о правомерности передачи коллекторским агентствам личных данных должников. Чтобы избежать непонимания между профессиональным сообществом и конечным потребителем, то, что уже сейчас сложилось на практике, будет обязательно закреплено на законодательном уровне. С Бюро кредитных историй решаем вопрос о внесении изменений в Федеральный Закон о «Кредитных историях», что позволит коллекторским агентствам получать информацию о кредитной истории должников, а также передавать им обновленные данные.

Можно ли говорить о том, что принятие данного закона - это начало нового этапа развития коллекторского рынка в стране, который будет работать уже в четких юридических рамках?

С.Ш.: Не смотря на то, что коллекторский рынок достаточно молод, его участники с первых дней стремятся к тому, чтобы деятельность коллекторских агентств была более прозрачной и профессиональной. Не смотря на отсутствие профильного закона, мы создали Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств, в ее рамках разработали кодекс этики и наладили механизм урегулирования спорных ситуаций и жалоб со стороны должников, которыми руководствуются все члены НАПКА. Здесь, скорее, вопрос в том, что участниками данного рынка являются не только кредиторы и заемщики, т.е. непосредственные пользователи услуг, но и государственные структуры, в интересах которых и происходит обеспечение прозрачности взаимоотношений между вышеуказанными участниками рынка. Особенно в том случае, если это требует оперативного предоставления любой дополнительной информации, которая будет способствовать урегулированию спорных ситуаций и повышению платежной дисциплины.Коллекторские агентства осуществляют взыскание и с недобросовестных должников. Поэтому развитие коллекторского рынка позволит снизить размер банковских ставок, коммунальных услуг путем увеличения возврата денежных средств в экономику страны. Сегодня данное бремя несут добросовестные плательщики. Ведь банки вынуждены закладывать риски невозврата кредита «недобросовестным соседом» именно в высокую процентную ставку.

В законопроекте большое внимание уделено саморегулированию коллекторского рынка. Насколько оно может в позитивном плане повлиять на коллекторское сообщество?

С. Ш.: Не так давно на общем собрании Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств было единогласно принято решение о том, что НАПКА в скором времени будет трансформироваться в СРО.

Саморегулирование как инструмент регулирования отдельных сфер деятельности используется на протяжении нескольких веков в зарубежной практике, и в последнее время активно внедряется в России, в качестве альтернативы государственному регулированию. Государство, передавая функции надзора и контроля СРО, снимает с себя определенную ответственность, и возлагает ее на СРО, которые обязаны осуществлять контроль, а также отвечать своими компенсационными фондами за своих членов, причинивших ущерб в результате своей деятельности. За саморегулируемыми организациями законодательно закрепляются определенные полномочия, которые позволяют СРО вырабатывать обязательные для всех участников правила и стандарты. Что касается, непосредственно коллекторского рынка, то СРО будут иметь большое воздействие на ее участников. Например, в Германии действует саморегулируемая профессиональная ассоциация коллекторских агентств, которая объединяет более 500 членов. И ни одна уважающая себя финансовая организация не будет работать с коллекторами, не входящими в эту ассоциацию. Думаю, через какое-то время так будет и в России. Это позволит обезопасить заемщиков от недобросовестных коллекторов и вести деятельность по сбору просроченной задолженности исключительно в рамках законодательных норм.

Как Вы оцениваете перспективы принятия закона в этом году? Что может этому помешать?

С.Ш.: По нашему мнению, закон будет принят уже в 2012 году. Сейчас мы активно работаем с государственными органами, от которых зависит судьба законопроекта. В данный момент он находится на доработке в Минэкономразвития. Мы надеемся, что во второй половине года он будет вынесен на рассмотрение правительства.

Источник: Журнал "PROДолги", № 2(2)