8 800 234 33 64
Пожаловаться

Кто они: громилы с паяльниками или санитары отечественной экономики?

13.12.2011
Что же в действительности представляет из себя коллекторский бизнес в России? С этого вопроса и началась наша беседа со старшим вице-¬президентом Долгового агентства «Пристав»  Сергеем  Шпетером.  
 
– Несколько лет назад потребительское кредитование стремительно ворвалось в нашу жизнь. И с тем, чем жители США или Европы знакомы со школьной скамьи, наше население столкнулось сразу на практике. В России еще не до конца сформирована культура жизни в кредит, и финансовая грамотность большинства россиян находится на недостаточном уровне. Отсюда и возникновение, и рост долгов перед банками и прочими финансовыми организациями – телекоммуникационными и страховыми компаниями, лизинговыми организациями и предприятиями ЖКХ. Следствием такого процесса и стало появление коллекторских агентств, основной задачей которых является сбор просроченной задолженности.

– Каковы методы работы коллекторских агентств?

– После «лихих 90-х» у рядовых обывателей коллекторы иногда до сих пор ассоциируются с громилами, «выбивающими» долги с бейсбольной битой и паяльником в руках. Но такие методы не работают. Наша задача – не «выбить» долг, а понять: каким образом он появился и как его можно погасить. Профессиональные долговые агентства, следящие за своей репутацией и репутацией клиентов, всегда строят работу, опираясь на моральные и этические нормы, принятые в обществе.

Мы стараемся войти в положение и объяснить должнику, как можно найти выход из сложившейся ситуации. Специалист коллекторской организации должен быть одновременно и юристом, и финансистом, и психологом. А главный метод его работы – убеждение и помощь в выходе из сложившейся ситуации.

Отличие подхода агентства по работе с «плохими долгами» от нелегальных методов возврата денег заключается в строгом следовании всем нормам законодательства. В частности, недопустимо взыскивать долг с помощью угроз причинения вреда здоровью или жизни должника либо его близких.

В рамках Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) существует Кодекс профессиональной этики, которым руководствуются все коллекторские компании, входящие в данную ассоциацию. Наше агентство как один из учредителей НАПКА старается, чтобы данные нормы были приняты большинством коллекторских компаний. Однако в настоящее время в России их насчитывается около 500 и, к сожалению, пока еще не все действуют в рамках какого-либо кодекса этики.

– Сергей Эдуардович, но как-¬то раньше обходились без коллекторов. В народе бытует мнение, что по большому счету толку от ваших агентств – никакого.

– Скажу так: коллекторы такие же полноправные игроки финансового рынка, как банки, страховые компании и прочие финансовые организации. Каждый должен заниматься своим делом - банк выдает кредиты, мы собираем. Мы помогаем возвращать деньги в экономику. Сегодня только наше агентство ежегодно возвращает в экономику России миллиарды рублей.

 И, главное, мы способствуем тому, чтобы процентная ставка на вновь выдаваемые кредиты держалась на разумном уровне. Если предположить, что коллекторские агентства перестанут существовать, то банки будут вынуждены закладывать стоимость риска в процентную ставку по кредиту. Не исключено, что тогда она возрастет на 20-30%, и всем нам – людям с хорошей кредитной историей, придется платить за грехи «плохих» заемщиков.

Наши партнеры тщательно следят за деятельностью коллекторских агентств и готовы передавать свои портфели в работу только тем компаниям, которые уже доказали своим опытом и безупречной репутацией, что способны обеспечить необходимый результат.
 
– По вашим оценкам, какова доля рынка, занимаемая вашей компанией?

– Долговое агентство «Пристав» стабильно входит в тройку лидеров рынка и занимает первое место по эффективности взыскания долгов, такую информацию мы регулярно получаем от наших клиентов. Мы оцениваем нашу долю на рынке аутсорсинга коллекторских услуг около 20%.

- Кто является основным потребителем Ваших услуг?

- Несмотря на то, что коллекторство – достаточно новый бизнес в России, и у многих ассоциируется только с банковской деятельностью, сегодня с нами работают большинство телекоммуникационных компаний, страховые и торгово-сервисные компании, микрофинансовые организации, а также предприятия энергетического и ЖКХ секторов.

Если говорить о долгах в сфере ЖКХ, то по данным экспертов, просроченная задолженность в данном секторе по итогам 2010 года составила порядка 600 млрд. рублей. Для решения этой задачи можно выбрать одну из стратегий: создавать и развивать собственную службу по сбору долгов, либо совмещать работу собственной службы и внешнего агентства, либо привлекать внешнее агентство для полного цикла управления дебиторской задолженностью. Часто для эффективного управления просроченной задолженностью компании не хватает квалифицированных сотрудников для составления типовых документов, знаний методики осуществления и организации коллекторской деятельности, высокотехнологичного call-центра, включая помещение, оборудование, персонал, программного обеспечения, службы личного взаимодействия с должниками. Отмечу и то, что профессиональная квалификация людей, работающих в коллекторском агентстве, намного выше сотрудников компаний, т.к. это их основной и единственный бизнес. И здесь профессиональное коллекторское агентство полного цикла – это тот спасательный круг, к помощи которого может обратиться организация ЖКХ.

Источник: СРОинформ.РФ №10(10) декабрь 2011