8 800 234 33 64
Пожаловаться

Изъять и продать

21.07.2009
«Российская бизнес-газета» 21 июля 2009 Бывшее в аренде оборудование оказалось непосильной задачей для лизинговых компаний

Рост неплатежей для лизинговых компаний стал такой же проблемой, какдля банков. Кризис подорвал бизнес многих их клиентов, как следствие,выросла просрочка лизинговых платежей. Первые симптомы неблагополучияпоявились еще осенью прошлого года. Сейчас ситуация обострилась допредела.

"В первую очередь в число компаний-неплательщиков попал малый бизнес,- говорит Оксана Солнышкина, генеральный директор консалтингового агентства"Территория лизинга". - Дебиторская задолженность в работе лизинговыхкомпаний была всегда, но ее размер был понятен и в той или иной степенипрогнозируем. В период стабильного роста лизингового рынка с 2001 по 2007год средний показатель доли просроченной задолженности в портфеляхлизингодателей практически не изменялся и составлял в среднем 2%. Сегодня,по экспертным оценкам, он вырос до 5-20%".

Самыми проблемными лизингополучателями стали, по словам СергеяШпетера, старшего вице-президента Долгового агентства "Пристав", компании,которые приобрели в лизинг оборудование для узкого направлениядеятельности, например, уникальное оборудование. "Обычно в таких компанияхриски выше, и если падает спрос на их продукцию или услуги - компания не всостоянии совершать ежемесячные платежи по договору лизинга, - объясняетон. - Очень просел сегодня и рынок перевозок, поэтому проблемы возникли утранспортных компаний, которые брали в лизинг вагоны, грузовыеавтомобили".

Свои проблемы лизингополучатели норовят решить за счет лизингодателя:не платят по договорам и не возвращают арендованное имущество. "Естькатегория клиентов, которые не собираются платить изначально, - говоритНикита Быков, вице-президент лизинговой компании Europlan. - Берут,например, в лизинг три автомобиля, два нещадно эксплуатируют, а третийоставляют на запчасти. Гробят машины и не платят. Таких клиентов у нас5-10%".

На взыскание просроченной задолженности и изъятие оборудования унеплательщиков сегодня направлены основные усилия юридическихподразделений лизинговых компаний. Но дело это трудное и очень хлопотное.Как утверждает Оксана Солнышкина, у большинства лизингодателей нетдостаточного опыта изъятия объектов лизинга. "В этом вопросе существуюткак свои законодательные ограничения, так и технические проблемы, -говорит она. - Ведь имущество необходимо не только физически забрать, но исоблюсти все процедуры, а порой и просто найти. Участились факты сокрытияимущества лизингополучателями. Отдельная проблема - техническоеобеспечение процедуры изъятия имущества. Некоторые лизинговые компаниивынуждены были предусмотреть в своем штате водителей и механиков,обеспечивающих доставку и анализ технического состояния изъятогоимущества".

Даже если имущество удалось изъять, его техническое состояние частоприводит лизингодателей в отчаяние. "Договор практически любой лизинговойкомпании обязывает поддерживать оборудование, находящееся в лизинге, внадлежащем техническом состоянии. В случае нарушения этих правил договорализингодатель вправе требовать неустойку, - отмечает Сергей Шпетер. - Нонадо ли говорить, что лизингополучателей далеко не всегда пугает этотпункт, и по окончании срока договора лизинга оборудование частооказывается в неудовлетворительном состоянии. Использовать или реализоватьего становится практически невозможно".

Решить проблему можно было бы путем мониторинга переданного в лизингоборудования. Однако, как утверждает Сергей Шпетер, многие компании послепринятия решения дать оборудование в лизинг не следят за состояниемпредмета лизинга, ограничиваясь мониторингом платежей. Он же считает, чтонеобходимо мониторить ситуацию на протяжении действия всего срока договорализинга: выезжать на место, следить за тем, как работает оборудование, заего техническим состоянием, выполняются ли заявленный производственныйплан и план продаж. "Целесообразнее инвестировать в мониторинг на первомэтапе, чем впоследствии вкладывать деньги во взыскание долга", - уверенон.

Кто бы спорил. Вот только на это опять-таки нужны деньги. А где ихвзять, если изъятое у неплательщика оборудование если и можно сегодняпродать, то только с большим дисконтом. Оксана Солнышкина рассматриваетпроблему реализации изъятого оборудования со всех сторон. "Во-первых, этопотеря рыночной стоимости. Если раньше лизинговые компании были уверены,что в любом случае как владельцы актива они смогут его реализовать изакрывали глаза на многие потенциальные риски, в том числе на оценкуспроса на подержанную технику, то сегодня ситуация изменилась. Отсутствиеспроса и перенасыщение рынка бывшей в употреблении техники привели кпревышению реальной стоимости имущества над возможной ценой егореализации, - говорит она. - Во-вторых, это время, необходимое дляреализации изъятой техники, и связанные с этим расходы. Предугадать,сколько времени потребуется на реализацию, затруднительно. Лизинговыекомпании тем временем несут расход как на ее хранение, поддержание внормальном техническом состоянии, так и на реализацию, что может привестине только к отрицательной эффективности отдельно взятой сделки, но и кубыткам компании в целом. Редко когда имущество изымается с пониманиемтого, кому оно может быть реализовано. Наконец, это необходимость созданияинфраструктуры, обеспечивающей процесс технического обслуживания иреализации изъятой техники. Многие лизинговые компании создали отделы поработе с просроченной задолженностью и реализации изъятой техники.Некоторые из них создают специализированные компании по реализации изъятойтехники. Уже существуют базы данных, в которых собирается информация отлизинговых компаний".

Впрочем, в таких базах данных техника может "простаивать" месяцами.По наблюдениям Оксаны Солнышкиной, парки изъятой техники у лизинговыхкомпаний только растут, и, скорее всего, в ближайшей перспективе такаятенденция сохранится. Рынок продаж бывшей в употреблении техники пестритпредложениями, но покупателей, готовых сегодня и сейчас заплатить живыеденьги, очень мало.

Наталья Барановская