8 800 234 33 64
Пожаловаться

В плену долгов

03.02.2012
Россияне снова активно влезают в долги. По данным ЦБ, граждане должны банкам 27,9 трлн рублей, и из этой суммы на долю «плохих долгов», то есть с просрочкой более 30 дней, приходится уже больше 1 трлн рублей. Как же выглядит сегодня портрет кредитного должника и каких заемщиков удается быстрее всего уговорить вернуть долг?

Судя по итогам прошлого года, банкиры должны радостно потирать руки — объем выдачи новых кредитов физлицам вырос сразу на 35%. «Не назову это бумом, но это бумчик», - так обрисовал ситуацию зампред ЦБ Алексей Симановский.

Если сравнить с предыдущими кризисными годами, когда рынок рос лишь на 10-15%, то серьезный прирост действительно трудно не заметить. Вот только за ростом кредитования всегда подтягивается и число людей, которые не могут вовремя вернуть кредит. И тогда к процессу возврата вынуждены подключаться коллекторы.

В интервью «Банк.ru» старший вице-президент долгового агентства «Пристав» Сергей Шпетер рассказал, что за последний год портрет должника претерпел некоторые изменения. «Если в 2010 году наибольшее число неплательщиков наблюдалось среди женщин в возрасте 20-30 лет, то по итогам 2011 года наблюдается перевес в сторону мужчин. Наибольшее число неплательщиков по авто и потребительским кредитам» - сообщил специалист.

Не совсем согласен с коллегой маркетолог-аналитик коллекторского агентства Morgan&Stout Иван Комиссаров. По его словам, портрет среднестатистического должника остался практически неизменным, за исключением роста размера задолженности, причем как у мужчин, так и женщин.

Что же касается самого портрета кредитного должника, то сегодня его можно представить следующим образом. Мужчина – 37 лет, женат, образование - среднее, среднее специальное. Долг - 28,5 тыс. руб. Женщина – 40 лет, замужем, образование - среднее, среднее специальное. Долг - 23,6 тыс. руб.

Условно должников, Сергей Шпетер из агентства «Пристав», делит на несколько групп. Первые просто забывают внести очередной платеж. У вторых возникают финансовые трудности, третьи надеются, что невозврат кредита «сойдет им с рук» и оплачивают кредит только когда осознают, что задолженность перед банком вредит их интересам. И последние – это, конечно, мошенники.

К каждой группе у коллекторов свой подход. Наиболее легко найти общий язык с должниками, у которых степень финансовой грамотности находится на достаточно высоком уровне. Такие люди осознанно подходят к вопросу получения кредита, и, даже если сталкиваются с временными материальными трудностями, понимают, что нужно идти на контакт с банком, коллектором и вместе искать пути решения проблемы.

Проблемы же, как раз вызывают граждане с низкой финансовой грамотностью. «В нашей практике были случаи, когда люди, воспринимали присланную по почте кредитную карту как подарок банка, и были крайне удивлены, когда их просили погасить долг», - рассказывает Сергей Шпетер.

Чтобы мотивировать должников на возврат долга коллекторы активно применяют схемы списания штрафов и пени. А вот банкиры своим постоянным информированием о росте штрафов лишь отпугивают должников. «Разговоры о том, что сумма долга с учетом пени достигла астрономических величин, в большинстве случаев, кроме паники должника, никакой пользы не приносит. Гораздо большего эффекта достигают усилия, направленные на сотрудничество с клиентом в спокойном русле», - полагает Иван Комиссаров из Morgan&Stout.

Однако в структуре недобросовестных заемщиков по-прежнему велика доля «должников по призванию», т.е. тех, кто крайне безответственно относится к взятым на себя финансовым обязательствам, и в 2011 г. она скорее даже увеличилась за счет снижения доли должников, решивших свои трудности и исполнивших обязательства.

Механизм воздействия на данную группу, как отмечают специалисты, работает по бескомпромиссному алгоритму строго в рамках закона – начиная от звонков сотрудника колл-центра и заканчивая работой специалистов выездного взыскания.

Источник: Bank.ru