8 800 234 33 64
Пожаловаться

Обзор проблемной банковской задолженности в 2012 году.

11.02.2013
На протяжении всего 2012 г. рынок просроченной банковской задолженности демонстрировал как совокупный рост, так и структурные изменения, касающиеся наиболее важных характеристик состояния проблемной задолженности. В первую очередь, это касается индикаторов рынка, судя по которым можно отслеживать ключевые тенденции развития долгового банковского сектора.

1. Срок и средний размер задолженности на аутсорсинге


Динамика среднего срока и размера задолженности в 2010-2012 гг.


Источник: Национальная служба взыскания

Средний срок банковской задолженности, передаваемой банками на аутсорсинг, по итогам 2012 г. по данным Национальной службы взыскания составил 375 дней, уменьшившись на 190 дней по сравнению с 2011 г. Средний размер задолженности за тот же срок снизился на 26,2 тыс. рублей по сравнению с 2011 г. и составил 65,2 тыс. рублей.

Необходимо отметить, что подобная динамика срока и размера просроченной задолженности обусловлена значительным увеличением доли задолженности с ранними сроками просрочки, что также сказывается на снижении среднего размера передаваемой в работу задолженности.

Распределение задолженности (по кол-ву долгов в работе коллекторских агентств в 2011 – 2012 гг.,) в зависимости от срока (больше или меньше 180 дней).


Источник: Национальная служба взыскания


Как видно из графика, доля долгов со сроками менее 180 дней в 2012 г. увеличилась на 3 процентных пункта по сравнению с 2011 г.

 
Увеличение доли передаваемых кредитов с ранними сроками задолженности обусловлено несколькими факторами:

1.  Позиция Центрального Банка РФ
Темпы роста розничного сектора вызвали обеспокоенность Центрального банка, который посчитал, что активное наращивание розничного портфеля банковской системой несет высокие потенциальные риски дефолта заемщиков. Как итог, в 2013 г. планируется увеличение норм резервирования под необеспеченные ссуды, что начинает влиять на более внимательное отношение менеджмента банков к управлению портфелями розничных ссуд.

2.    Дефицит ликвидности банковской системы
Сужение источников фондирования розничных операций заставляет банковское сообщество обеспечивать максимальный возврат средств в минимально короткие сроки, не ожидая старения портфеля и снижения вероятности пополнения оборотного капитала.

2. Распределение задолженности по типам кредитов
.

По итогам 2012 года, распределение суммы задолженности, поступившей в работу долговых агентств, выглядит следующим образом:




 Источник: Национальная служба взыскания.


Изменения в распределении задолженности по типам кредитов по сравнению с 2011 г.


Источник: Национальная служба взыскания.

Тип кредита
2011
2012
Изменение
 АВТО 12% 4%-8%
 Кредитные карты
 22% 30% 8%
 POS кредиты
 22% 23% 1%
 Кредиты наличными
 42% 41% -1%
 Ипотека 1,5% 0,4% -1,1%
 Залоговые кредиты
 0,5% 1,6% 1,1%


«Говоря о распределении задолженности по типам кредитов, нужно отметить,  что в  2012 году серьезно выросла доля кредитных карт – с 22% до 30%. Это логично, поскольку именно кредитные карты являются основным драйвером розничного кредитного рынка. Поэтому вполне закономерно, что и в просроченной задолженности этот сегмент растет более высокими темпами», - отметил Сергей Шпетер, Старший вице-президент Национальной службы взыскания.

3.    Характеристики задолженности по отдельным банковским продуктам 

Основную массу портфеля проблемных кредитов, поступающих в работу долговых агентств, формирует  задолженность по кредитным картам, кредитам наличными, POS кредитам. 

Динамика среднего срока задолженности (количество дней) в работе коллекторских агентств по типам кредитов


Источник: Национальная служба взыскания.

Динамика среднего размера задолженности (рублей) в работе коллекторских агентств по типам кредитов


Источник: Национальная служба взыскания.

Графики по ключевым продуктам подтверждают, что в 2012 г. наметилась тенденция снижения срока передаваемой задолженности и, соответственно, снижения суммы среднего размера задолженности.

Динамика (кол-во долгов в работе коллекторских агентств)  со сроком < 180 дн. в разрезе кредитных продуктов в 2011 – 2012 гг.




Если рассматривать структуру передаваемых в работу кредитных продуктов более подробно, то можно увидеть, что доля задолженности по кредитным картам со сроком менее 180 дней в 2012 г. составила 48% от общей суммы переданной задолженности по кредитным картам (рост с 31% в 2011 г.). Аналогичные показатели по:
  • Кредитам наличными – 45% (рост с 33% в 2011 г.)
  • POS кредитам  - 49% (рост с 39% в 2011 г.)

4. Эффективность сбора задолженности

Динамика эффективности сбора возврата задолженности в 2011 – 2012 гг.  со сроками до 30 дней в разрезе кредитных продуктов



Источник: Национальная служба взыскания.

Наряду со значительными структурными изменениями портфеля, находящегося в работе коллекторских агентств, наблюдается изменение эффективности возврата средств, в зависимости от срока переданной в работу задолженности.

Так, рост эффективности взыскания по кредитным картам со сроком задолженности до 30 дней в 2012 г. вырос на 12% по сравнению с 2011 г., по кредитам наличными – на 14%, по POS кредитам – на 133% - в 2,3 раза.  

Рост эффективности взыскания зафиксирован благодаря действию двух факторов:
  • Кредитные организации стали уделять большее внимание качеству и полноте информации о задолженности, передаваемой в работу долговых агентств.
  • Возрос уровень среднерыночной ставки с 8 до 10% по задолженности со сроком до 30 дней, что позволило долговым агентствам значительно повысить интенсивность работы в данном сегменте.
Динамика эффективности сбора по долгам второго размещения в 2011 – 2012 гг.


Источник: Национальная служба взыскания.

В 2012 г. зафиксировано снижение эффективности взыскания по долгам второго размещения. В большинстве случаев, снижение нормы взыскания вызвано попаданием в категорию «портфели вторичного размещения» долгов с более длинной историй взыскания (третье, четвертое, пятое размещение).


«Серьезное влияние на эффективность взыскания оказывает тот факт, что в портфеле долгов вторичного размещения попадают долги, которые размещаются в третий, четвертый, а то и в пятый раз. Это очень важный фактор, о котором кредитные организации не всегда информируют коллекторские агентства. Коллекторские агентства обрабатывают такие портфели согласно выбранным стратегиям на второе размещение, однако, эффективность взыскания остается ниже ожидаемой. Очевидно для того чтобы обеспечить ожидаемую эффективность возврата на портфелях третьего и четвертого размещения, необходимо с большей интенсивностью обрабатывать портфель, что потребует изменение в подходе ценообразования.», - говорит Сергей Шпетер.


5. Средний платеж.


Под средним платежом понимается размер единовременного платежа, который в состоянии произвести должник по своему просроченному кредиту в рамках процесса урегулирования долга. Данный показатель говорит о фактической платежеспособности должников, которые допустили дефолт по кредиту. 

Динамика среднемесячного платежа со стороны банковских должников в 2009 – 2012 гг., (рубли).


Источник: Национальная служба взыскания.

Динамика среднего платежа 2012 г. демонстрирует снижение. При этом относительная платежеспособность имеет тенденцию к снижению за счет инфляционного эффекта и замедления темпов роста реальных доходов населения. 

6. Половозрастные и социо - демографические характеристики должника. Женщины чаще становятся должниками, но лучше возвращают долги.

В 2012 г. в долевом отношении, среди проблемных должников преобладали женщины. При этом средняя задолженность мужчины - должника составила 52 тыс. рублей, а у женщины – 73 тыс. рублей.

Распределение должников в 2012 г. по полу.



Источник: Национальная служба взыскания.

По сравнению с 2011 г. распределение должников по полу осталось на прежнем уровне

Характеристики портрета должников

Стоит отметить, что на долю женщин – должников в возрасте от 20 до 40 лет приходится 50% задолженности, в то время как у мужчин на данную возрастную группу приходится 59% долга. То есть, можно сделать вывод о том, что задолженность женщин более равномерно распределена по всем возрастным группам, в то время как мужчины «делают долги» в период молодости и ранней зрелости. 

В то же время, несмотря на большую долю в общей структуре должников, женщины более активно решают вопросы по урегулированию просроченных кредитов. Средняя эффективность возврата средств с их стороны превышает аналогичные показатели у мужчин на 1,5 - 2 процентных пункта. 


7. Управление качеством работы с должниками.


Распределение претензий в НСВ в 2012 г. по причинам возникновения (%)
 

Источник: Национальная служба взыскания

Основную массу претензий формируют обращения по поводу неверных контактных данных, что обусловлено ошибочными данными, предоставленными коллекторским агентствам со стороны кредитных организаций, а также несогласие по поводу размеров задолженности и начисленных процентов.

В работе с должниками Национальная служба взыскания руководствуется Кодексом этики Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), разработанного с учетом лучшего мирового коллекторского опыта и адаптированного к российской практике.

Для рассмотрения всех поступающих жалоб в Национальной службе взыскания создана система урегулирования претензий. Специалисты обрабатывают все сообщения, которые поступают в компанию посредством почтовой службы, электронной почты, формы обратной связи на сайте компании, официальной страницы в Facebook, а также специальных электронных порталов и других источников. 

В рамках урегулирования претензий, уполномоченные сотрудники отдела оперативно связываются с должником, дополнительно уточняют суть претензии, после чего в установленные сроки готовят ответ на жалобу.

В результате, в 2012 г. 98,8% жалоб и претензий было успешно урегулировано в рамках взаимодействия должников и НСВ.

В 2012 г. в Национальной службе взыскания ежемесячно порядка 10 тыс. должников выразили  благодарность за успешное урегулирование вопросов задолженности.