8 800 234 33 64
Пожаловаться

Закат розницы

06.12.2013
В ходе 20-й, юбилейной конференции Института Адама Смита «Российский банковский форум» в Лондоне обсуждались наиболее значимые тенденции в российской банковской системе. Портал Банки.ру наблюдал, как под разговоры о затухании розничного сектора банкиры готовятся менять стратегию развития своего бизнеса.

По словам совладельца Экспобанка Игоря Кима, очевидный тренд банковского сектора в последние пять лет — достаточно активный рост банков с государственным участием. «С 2008 года доля госбанков в секторе увеличилась с 50% до 55%. Это значимый показатель. Пока госбанки развивались, игроки частного сектора работали с чисткой баланса и проблемными активами. В общем же частный банковский сектор развивался очень неравномерно. Универсальные банки достаточно медленно расширяли свой бизнес, розничные же — бурно росли, сильно обгоняя среднерыночные показатели. И только в 2013 году на розничном рынке начался перегрев, ухудшилось качество портфелей, дисциплина заемщиков «испортилась», растет стоимость риска», — говорит Ким. Сейчас, по его мнению, в розничное кредитование вовлечен целый пласт клиентов, которые не умеют считать деньги. «Помимо необеспеченного кредитования, розничные портфели включают автокредиты и ипотеку, однако это больше удел госбанков, которым дешевле обходится фондирование. Таким образом, госбанки сосредотачиваются на более устойчивом сегменте розничного кредитования», — отметил банкир.

Совладелец Экспобанка полагает, что крупные игроки частного сектора сумеют сохранить класс лояльных заемщиков, используя накопленные знания. «Банки с высокой долей розницы, скорее всего, все равно сохранят свою рентабельность и в убытках находиться не будут, несмотря на то, что требования регулятора к резервам будут жесткими. Часть банков сейчас пытаются обходить требования регулятора по резервам, используя для этого схемы с участием МФО. Однако это достаточно банальные способы, которые регулятор быстро выявит. В общем, я ожидаю, что в рознице сейчас останется не очень много частных игроков. Остальные розничные банки будут искать себе другие ниши с целью увеличения рентабельности», — прогнозирует Игорь Ким.

По его мнению, перед частными банками сейчас стоит два основных вопроса: за счет чего расти и как формировать маржу. Это довольно острая проблема. Что касается последних действий регулятора по отношению к сектору, то они носят оздоровительный характер, добавляет Ким.

Член правления Райффайзенбанка Оксана Панченко одной из главных проблем банковского сектора считает дефицит ликвидности. «Есть один парадокс: при росте депозитной базы ликвидности в системе, тем не менее, не наблюдается. Сейчас банками активно задействованы средства Центробанка. Это довольно доступные деньги, которые используются и нерезидентами. Сейчас ситуация с ликвидностью в большей степени находится в руках мегарегулятора. Все это не способствует уменьшению ставок на межбанковском рынке. Рост корпоративных портфелей у банков — это тоже заслуга ЦБ, который сейчас внедряет правила и принципы фондирования сегмента», — говорит Панченко.

Некоторые банкиры задаются вопросом, нужна ли дальнейшая экспансия в регионы. «На мой взгляд, с этим пока лучше повременить, так как это будет расширение бизнеса без прибыли. Перед движением в новые регионы необходимо скрупулезно анализировать рынок, так как картина в России очень неоднородна», — считает Панченко.

Одной из главных тенденций в банковском секторе будет коррекция стратегий, утверждает президент Промсвязьбанка Артем Констандян. «Согласно прогнозу Минэка, в следующие три года у нас будут трудные времена. В связи с этим ограничиться легкой коррекцией стратегии сможет очень небольшое количество банков. Многим кредитным организациям придется серьезно скорректировать свои планы по развитию бизнеса. Некоторым банкам это вообще не поможет, потому что они занимаются не совсем банковской деятельностью», — говорит Констандян.

На протяжении последних лет многие банки находили ответ на все свои стратегические вопросы в рознице. Розница росла, маржа была большая, и в сегмент шло большинство игроков. По словам Констандяна, на сегодняшний день идет переоценка рисков разных направлений бизнеса. «Как бы мы ни хотели развивать и дальше розничный бизнес, мы не можем не обращать внимание на проблемы качества клиентской базы», — предостерегает банкир.

«Мы очень часто слышим разговоры про закредитованность населения. Однако по уровню размера долгов на одного россиянина мы находимся далеко от среднеевропейских показателей. Если рассмотреть среднестатистического россиянина, он хочет и может брать в долг. В последнее время у населения растут доходы, вследствие чего у россиян формируется «оподленная» форма потребления — больше тратить, больше занимать», — отмечает основатель Национальной службы взыскания Артур Александрович. По его словам, попытки ЦБ ограничить розничное кредитование выглядят искусственными и не смогут повлиять на общую картину. «Если у банков не будет возможности выдать кредиты, то население пойдет к МФО», — предупреждает он.

«Если рассматривать работу банков в сфере просроченной задолженности, то мы видим, что у кредитных организаций растет желание аутсорсить: кредиты продаются на все более ранних сроках. Этому способствует рост количества заемщиков, которые вообще ни разу не платили по кредиту. Сейчас таких, по нашим данным, 18%. Я думаю, по итогам этого года общий объем проданных долгов на 30% превысит показатель начала года. Отрадно видеть, что государственные банки также активно продают свои кредитные портфели», — говорит Александрович.

Для многих банков остро стоит вопрос, каким бизнесом дальше заниматься, отмечает Артем Констандян. «Помимо розницы, существуют и другие сегменты бизнеса. Инвестиции, работа с корпоративным сектором. Корпоративный бизнес — это не только кредиты. Корпоративные депозиты — это прекрасная сфера, которая в том числе может быть направлена на фондирование розничного бизнеса», — уверяет президент Промсвязьбанка.

С его точки зрения, те банки, которые не отказались от корпоративного бизнеса на предыдущем этапе, в настоящий момент чувствуют себя несколько увереннее, чем те, кто сконцентрировался на одном сегменте розницы. «Я не являюсь пессимистом и не считаю, что ситуация в российской экономике будет ухудшаться. Но, на мой взгляд, прибыльный бизнес вести будет сложно практически всем. Целому ряду банков предстоит коррекция стратегического позиционирования в ближайшем будущем. На рынке будет тяжело, а лидеры не спят», — утверждает Констандян.

Стратегия банка — это «священная корова», которая принимается на длительный период, говорит член правления Райффайзенбанка Оксана Панченко, добавляя, что в принципе некорректно постоянно менять стратегию в угоду внешним обстоятельствам. «В стратегии должно быть заложено три цели: последовательное развитие бизнеса, сохранение прибыльности, высокая доходность на капитал», — заключила она.

Юлия ТИТОВА, Banki.ru, Лондон
Источник: banki.ru