8 800 234 33 64
Пожаловаться

Сергей Шпетер выступил на конференции, посвященной управлению банковской задолженностью

13.02.2014
Старший вице-президент Национальной службы взыскания Сергей Шпетер выступил с докладом на конференции «Управление банковской задолженностью. Соответствие требованиям регулятора и внедрение инновационных технологий», проходившей 13 февраля в Москве.

В своем выступлении Сергей Шпетер рассказал о последних тенденциях розничного банковского рынка и об их влиянии на работу с проблемными активами.

В начале своего доклада Сергей Шпетер представил данные об ухудшении макроэкономических показателей, которые оказывают влияние на доходы населения и динамику роста розничного кредитования.  Он отметил, что для заемщиков это означает рост неуверенности в своих финансовых возможностях, и, как следствие, ведет к ухудшению их платежной дисциплины по кредитам.

В то же время Банк России предпринимает меры для охлаждения розничного кредитования. Среди них повышение минимального уровня капитала, увеличение норм резервирования и переход на стандарты Базель 3. Также был принят закон «О потребительском кредите», ограничивающий ставку кредитования, что безусловно снизит маржу по розничным кредитам. В результате банки сталкиваются с проблемой сокращения роста кредитования при одновременном увеличении объемов и доли просроченной задолженности.

По словам С. Шпетера, в  ситуации ухудшения рыночной конъюнктуры для банков существует несколько мер, которые могут помочь оптимизировать работу с проблемным портфелем: увеличение объема аутсорсинга, развитие судебного аутсорсинга, а также продажа портфелей на более ранних сроках.

Сергей Шпетер отметил, что введение новых нормативов резервирования приводит к новым стратегиям работы с долгами: «Раньше мы были ориентированы исключительно на взыскание как можно большего объема средств. Однако теперь в ряде случаев важен не столько этот фактор, сколько возврат должника в график платежей. Таким образом, мы не только возвращаем средства в абсолютном выражении, но и обеспечиваем банку оборотный капитал за счет высвобождения резервов. С учетом этого, мы считаем, что было бы правильно скорректировать систему вознаграждения, чтобы она учитывала объем резервов, которые банк высвобождает с нашей помощью».

Также С. Шпетер рассказал о том, как меняется задолженность, которая передается коллекторам: «С одной стороны, явно растет объем ранней просрочки, которую многие начинают передавать коллекторам с 31 дня. С другой, выросла просрочка, передаваемая на второе и последующие размещения. При этом при поздней просрочке резко упал уровень выполненных должниками обещаний».

Говоря об изменениях в причинах неплатежей, Сергей Шпетер обратил внимание на рост количества заемщиков, объясняющих задолженность временными финансовыми трудностями.

«За многие годы работы на рынке мы пришли к пониманию того, что должник – это наш клиент. Наша главная задача – работа с должником таким образом, чтобы при решении его финансовых проблем он оставался клиентом банка», подчеркнул С. Шпетер.

В завершение своего доклада, Старший вице-президент НСВ отметил, что в случае предоставления со стороны банков коллекторам более качественной информации о должниках, это значительно уменьшило бы число жалоб на звонки коллекторов по неверному номеру, сейчас таких жалоб большинство.