8 800 234 33 64
Пожаловаться

Правительство продлевает госпрограмму льготного автокредитования до конца года

28.09.2015
Правительство РФ решило продлить действие государственной программы льготного автокредитования до конца 2015 года. Дмитрий Медведев и глава Минпромторга Денис Мантуров договорились об этом в ходе встречи, говорится на сайте правительства.
Также будут продлены программа обновления парка автомобилей, которая действует с 1 января, и программа льготного лизинга. Весной этого года правительство выделило на льготное автокредитование и льготный лизинг 1,5 млрд и 2,5 млрд рублей соответственно, а еще 15 млрд рублей власти выделили на обновление автопарков.
"Мы достаточно эффективно реализуем программу поддержки спроса — льготное автокредитование и льготный лизинг. За счет этого по тем обозначенным цифрам, на которые мы планировали выйти до конца года, уже идет опережение. Мы планировали выйти на уровень 290 тыс. автомобилей в совокупности от всех программ, на сегодняшний день мы уже вышли на цифру 380 тыс. в совокупности", — сказал Денис Мантуров.
Тем временем рынок автокредитования сильно сжался в условиях высоких рисков и низкого спроса. По данным Национальной службы взыскания, за год, то есть в период с 1 июля 2014 года до 1 июля 2015-го, он сжался на 10,6%, или на 148 млрд рублей (1,4 трлн рублей на 1 июля прошлого года).
Эксперты и банкиры признают, что госпрограмма спасла рынок автокредитов, хоть и не смогла повернуть его к росту. Во II квартале госпрограмма улучшила показатели по новым выдачам (по данным НБКИ, во II квартале выдано 133 тыс. автокредитов, что на 140% больше показателя в I квартале).
"C начала этого года банки выдали около 227 тыс. автокредитов. Это в 2 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Тем не менее можно констатировать, что программа льготного автокредитования сыграла заметную роль: по ней реализовано 147,5 тыс. машин, то есть 65% от общего количества автомобилей, проданных в кредит", — констатирует Вадим Исаков, территориальный директор банка "БКС Премьер".
Доля автокредитов с привлечением госсубсидий в общем объеме автокредитов, выданных "ВТБ 24" в Петербурге с момента запуска госпрограммы, составила в кредитных продажах примерно 69% (II квартал — 65%, с начала III квартала по сегодняшний день — 77%), сообщил Иван Макаров, пресс-секретарь "ВТБ 24" по СЗФО.
Но в июле автокредитование снова резко пошло на спад: по данным Frank Research Group, в этом месяце банки выдали автокредитов на 29,85 млрд рублей (на 2,6% меньше, чем в июне). По мнению экспертов, сработал отложенный спрос: многие россияне, которые планировали покупку автомобиля в кредит, купили его в первые 3 месяца действия госпрограммы.
Падение автокредитования происходит на фоне падения продаж в целом. В Петербурге ситуация с продажами улучшилась с начала года весьма заметно: по данным "Auto-Dealer-СПб", падение продаж по итогам июля в городе составило порядка 30%, тогда как в начале года этот показатель колебался около отметки в 40%.
"Продление госпрограмм сильно не повлияет на рост продаж автомобилей. Господдержка в первую очередь сдерживает падение авторынка: если сейчас он сокращается на 30-40%, то без государственной помощи он мог упасть как минимум на 50%", — считает генеральный директор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин. По его словам, в Петербурге, как и прежде в этом году, будет продаваться порядка 10 тыс. автомобилей в месяц.
"На программу кредитования приходится не более 10% от общего объема продаж автомобилей в Петербурге. Стоит отметить, что у нее есть конкуренты в виде специальных кредитных программ от производителей и импортеров", — добавляет Михаил Чаплыгин.
По прогнозу БКС, в ближайшем будущем банки не будут снижать ставки по автокредитам, учитывая трудности с фондированием из-за санкций, а также высокую кредитную нагрузку на россиян. "В этих условиях продление государственной программы льготного автокредитования может рассматриваться как основной фактор поддержки спроса в сегменте", — считает Вадим Исаков.
По мнению другого аналитика, этого фактора поддержки в нынешних условиях будет недостаточно. "По большому счету, то, что делают программы льготного кредитования, — это стимулирование реализации отложенного спроса. Поэтому без структурных изменений в экономике, без роста доходов и реального роста автомобильного рынка эффект от каждой последующей программы будет ниже, чем от предыдущей", — считает аналитик ИК "Премьер" Сергей Ильин. "Кроме того, валютные шоки также послужили мощным стимулом для реализации отложенного спроса, и сейчас макроэкономическая ситуация в целом выглядит довольно безрадостно. Доходы населения не растут, избыточных накоплений нет. При этом нормы регулирования, цены на страховые услуги, расходники и горючее делают автомобиль все более дорогим в обслуживании и все менее привлекательным на фоне падающих доходов населения",  — добавляет он.
"Осень обычно является временем оживления на рынке автокредитования, но, учитывая экономическую ситуацию и ситуацию на авторынке, говорить о каком-либо глобальном росте даже с учетом госпрограммы особого смысла не имеет", — соглашается Иван Макаров.
По словам Сергея Ильина, люди, которые хотели и могли себе позволить новый автомобиль, по большей части поспешили купить его в декабре-январе по "старым" ценам, поэтому, даже если программа будет иметь успех, качество заемщиков по таким кредитам, скорее всего, будет весьма невысоким. "Программа может иметь синергию с началом массовых продаж Lada Vesta. Но в целом о росте автомобильного рынка в целом и автокредитования в частности говорить пока явно рано", — констатирует Сергей Ильин.
Источник: Деловой Петербург