8 800 234 33 64
Пожаловаться

В России резко вырос объем просроченных автокредитов// АРБ (аналитика)

01.12.2020
За октябрь месяц россияне перестали обслуживать автокредиты на общую сумму 638 млн. рублей, рост за месяц превысил 10%. Этот показатель является рекордным за последние 6 месяцев. Напомним, что по итогам апреля россияне не совершили платежи по автокредитам на сумму 672 млн. рублей. На данный момент итоги апреля и октября в объемном выражении являются абсолютными рекордами за всю историю рынка автокредитования.

В период кризиса банки сделали ставки на развитие залогового кредитования как наименее высокорискованного. Одновременно с этим рынок наблюдал повышенный спрос самих физических лиц как на автомобили, который был вызван подорожанием транспортных средств от недели к неделе и отчасти отложенным спросом, так и недвижимость за счет госпрогаммы.

Основная причина роста неплатежей – ухудшение общего материального положения, неумение правильно рассчитать бюджет и поспешное решение при оформлении кредита на достаточно существенную сумму с высоким средним платежом (10-25 тыс. рублей) и минимальным первоначальном взносом.

Безусловно, просроченная задолженность со сроком менее 30 дней является для банка «технической». В условиях отсутствия кризисных явлений порядка 80% возвращаются в график платежей. Однако на текущий момент есть риск, что молодая просрочка перерастет в проблемную.

Интересно отметить, что во всех остальных сегментах (ипотека, кредиты наличными, кредитные карты, POS-кредиты) наблюдается снижение в общей сложности на 9,6%.

Наиболее резкое сокращение было зафиксировано в сегменте кредитных карт – 16%, далее идет ипотека – 8,4%, POS-кредит – 8,3%, кредит наличными – 7,2%.

В общей сложности россияне в октябре вышли на просрочку по 858,5 тыс. кредитов на общую сумму 5,8 млрд рублей.

Объем просроченной задолженности в разбивке по сегментам кредитования (1-30 дней), млн. руб.

Комментарии к исследованию НАПКА и БКИ «Эквифакс»

«В период кризиса, вызванного пандемией, банки сделали ставки на развитие залогового кредитования как наименее высокорискованного сегмента. Одновременно с этим рынок наблюдал повышенный спрос самих физических лиц как на автомобили, который был вызван подорожанием транспортных средств от неделе к неделе и отчасти отложенным спросом, когда на протяжении практически месяцев все автосалоны были закрыты и многие покупатели не были готовы совершать покупку дистанционно. Однако оформляя кредит в период начала второй волны многие заёмщики не смогли точно рассчитать свои финансовые возможности. Таким образом, основная причина роста неплатежей – ухудшение общего материального положения, неумение правильно рассчитать бюджет и поспешное решение при оформлении кредита на достаточно существенную сумму с высоким средним платежом (10-25 тыс. рублей) и минимальным первоначальном взносом. Кроме того, принимая во внимание то, что количество кредитов не увеличилось, на просрочку вышли автовладельцы дорогих автомобилей, которые вполне возможно взяли транспортное средство, которое им не по карману.

Несмотря на то, что автокредитование - это залоговый сегмент, предмет самого залога в силу специфики обесценивается уже на стадии выезда из автосалона, в отличие, например, от недвижимости, которая в большинстве случаев редко теряет в цене. Кроме того, риски представляет и состояние залога. Поэтому начиная процесс взыскания кредитор старается, как можно скорее перегнать транспортное средство на свою стоянку, во избежание неприятных эксцессов.

Традиционно каждый 4-5 автокредит после выхода на техническую просрочку выходит в дальнейшем в дефолт. Оценивая текущие реалии, мы полагаем, что показатель существенно не изменится».

Олег Лагуткин, генеральный директор БКИ «Эквифакс»:

Объем ранней просроченной задолженности по автокредитам увеличился в октябре за счет значительных объемов выдачи автокредитов в предыдущие месяцы – показатель растет вслед за ростом объемов кредитования – начиная с июня текущего года, объем выдаваемых автокредитов находится на уровне 60-70 млрд. руб., что превышает показатели традиционно высокого сезона – декабря 2019 года. При этом доля ранней просроченной задолженности практически не изменилась и по итогам октября находится на уровне 7-8%. Скорее всего, к концу текущего года объем всей просроченной задолженности по автокредитам снизится, в том числе за счет продажи и списания банками проблемных долгов.

Данный тренд, скорее всего, является краткосрочным и обусловлен изменением кредитных политик кредитов в условиях потенциально возможного ухудшения внешней среды из-за коронавирусных ограничений. За счёт этого кредиторы стараются сократить потенциальные невозвраты кредитов. В дальнейшем совокупная просроченная задолженность по необеспеченным кредитам вернётся к своим прежним трендам ,а в конце года снизится опять же за счёт традиционного списания / продажи безнадежной задолженности.

Из ранней просрочки (0-30 дней) в следующую категорию просрочки (30-60 дней) переходят в среднем 20,2%.

На текущий момент нельзя говорить о том, что автокредитование стало нести какие-либо принципиально повышенные риски по сравнению с предыдущими периодами, так как вслед за всплеском объема ранней просроченной задолженности обычно следует её падение по аналогии с предыдущими кризисными периодами. Следовательно, вряд ли кредиторам в настоящее время целесообразно предусматривать ужесточение кредитных процедур для компенсации временного роста ранней просроченной задолженности.

Генеральный директор НСВ Роман Волосников:

В работе коллекторских агентств на долги по автокредитам приходится порядка 1%. Как правило, кредиторы сами заинтересованы просуживать залоговые кредиты, рассчитывая получить максимальную прибыль. Если речь идёт о молодых долгах, то здесь банки пытаются не только вернуть клиента в график платежей, но и сохранить имидж лояльного кредитора, ограничиваясь напоминанием и не использовать более глубинный подход с экспертизой. На долю молодых долгов приходится порядка 4%, при этом наибольший массив долгов сформирован в сегменте со сроком 3-4 года (84%), где уже требуется тщательная проработка каждого клиента. Средняя сумма молодой просроченной задолженности в сегменте автокредитования находится в пределах 10-50 тыс рублей.


Источник: АРБ