События и мероприятия

02.10.2018

Остановить беспредел. Как сделать цивилизованным рынок взимания долгов?

АиФ Новосибирск

Общая сумма необеспеченных потребительских кредитов, взятых россиянами, на сегодняшний день составляет 76 трлн руб. Двадцать процентов от этой суммы – просроченная задолженность. Иными словами, каждый пятый рубль, выданный банками, не возвращается. В целом в России сейчас 15 млн должников. Средний долг каждого из них – 100 тыс. руб. В одной только Новосибирской области 13% населения – должники по кредитам.

Вне закона

Леденящие кровь истории про то, как бритоголовые братки врываются в жилища, громят домашнюю утварь и избивают хозяев, а вдобавок к этому ещё пишут гадости на стенах и заборах, появляются в криминальных хрониках едва ли не каждый день. Чтобы прекратить этот беспредел, «белые» коллекторы создали Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). В неё вошли 44 компании. Кроме того, с 1 сентября 2017 года у коллекторского рынка появился регулятор – Служба судебных приставов, которая ведёт реестр «белых» коллекторов. Официально зарегистрированные коллекторские агентства – это крупные компании, работающие по всей территории РФ.

«В этом реестре – 220 юридических лиц, – рассказал «АиФ–Сибирь» руководитель отраслевого комитета НАПКА Максим Владимиров. – Любой гражданин может зайти на официальный электронный ресурс Службы судебных приставов и посмотреть, значится ли там фирма, представители которой пришли к вам требовать долг. Если не значится, то это – не коллекторы».

Тем не менее, по данным НАПКА, в стране, кроме официальных коллекторских компаний, действует ещё около 500 «чёрных» и «серых» контор по выбиванию долгов. Это те самые братки с битами в кожанках и трениках. При виде таких Максим Владимиров советует вызывать полицию и жаловаться во все инстанции.

 Дёшево и сердито

Но почему «чёрных» коллекторов так много? «Спрос рождает предложение, – поясняет заместитель председателя коллекторского агентства Александр Савинов. – «Чёрные» коллекторы за услуги берут мало. Долги обещают вернуть быстро. Их услугами пользуются в основном МФО».

В структуре НАПКА существует отдел по контролю качества. Но 95% жалоб, поступающих в этот отдел, – на «серых» и «чёрных» коллекторов, которые в профессиональное объединение не входят.

Из оставшихся пяти процентов Максим Владимиров выделил два момента, на что в основном жалуются: «Либо должник считает, что у него нет долга, и тогда мы проводим проверку данных, предоставленных банком. Либо он считает, что на него оказывают давление. Это тоже легко проверить, так как в легальных коллекторских агентствах все разговоры коллектора с должником записываются».

Очень хочется надеяться, что механизм взыскания долгов станет более цивилизованным. И всё же прежде чем брать в долг, следует хорошенько подумать. Ведь, как гласит народная мудрость, берём чужие и на время, а отдаём свои и насовсем.

Как отличить коллектора от бандита

У официальных коллекторов – строгий дресс-код: костюм, рубашка, галстук. И чёткие инструкции: общаться с должником только на «вы», ни при каких обстоятельствах не переходить на личности, избегать угроз и психологического давления. Коллектор не имеет права звонить должнику в будние дни с 22.00 до 8.00. В выходные – с 20.00 до 9.00. Звонить можно не чаще 1 раза в день, двух раз в неделю, четырёх раз в месяц.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Мы – эксперты

потому что знаем, как эффективнее уменьшить просроченную задолженность в портфеле клиента, оценить стоимость портфеля для инвестора, реструктуризировать долг для заемщика.